Доктор технических наук, лауреат Ленинской и Государственных премий, выпускник кораблестроительного факультета (1941 г.). Р.Е. Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков Черниговской губернии (ныне Брянской области). В 1935 году Р.Е. Алексеев поступил учиться на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института. С 1941 года работал на судостроительном заводе «Красное Сормово». Под его руководством создан катер на подводных крыльях, показавший на испытаниях в 1945 году скорость 87 км/час. В 1950 году начато серийное производство разработанных под его руководством торпедных катеров на подводных крыльях. |
В 1951 году за работы в области судостроения Р.Е. Алексеев удостоен Сталинской (Государственной) премии. С 1950-х годов развернул работы по созданию отечественного пассажирского скоростного флота. Под его руководством созданы пассажирские теплоходы на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и другие. За создание судов на подводных крыльях в 1962 году Р.Е. Алексеев удостоен Ленинской премии, ему присвоено звание «Заслуженный изобретатель РСФСР». Ученая степень доктора технических наук присуждена в 1962 году. В 1963 году Р.Е. Алексеев избран депутатом Верховного Совета РСФСР. С 1960-х годов развернул работы по созданию отечественного экранопланостроения. |
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии, засуженный изобретатель СССР, почетный полярник СССР, доктор технических наук, профессор. Родился Николаев А.Ф. в 1914 г. в селе Великий Враг (ныне Кстовского района Нижегород-ской области). Еще мальчишкой Аркадий увлекся конструированием, делал модели моторных лодок. Трудовую деятельность начал в 15-летнем возрасте слесарем, затем работал шофером. В 1931 г. был зачислен курсантом Горьковского авиационного техникума Гражданского воздушного флота, который закончил с отличием в 1935 г. А.Ф. Николаев одновременно учился на Автозаводском вечернем филиале Горьковского индустриального института (ныне НГТУ). |
В 1940 г. окончил институт по специальности «Автомобили и тракторы». В годы Великой Отечественной войны работал начальником испытательной станции авиационных двигателей на Горьковском авиационном заводе. С 1936 по 1941 гг. А.Ф. Николаев работал на Горьковском автозаводе. В 1938 году он стал ведущим испытателем автозавода, руководителем группы дорожных испытаний автомобилей конструкторско-экспериментального отдела ГАЗа. Он испытывал первый советский гоночный автомобиль «ГЛ-1», на котором во время официальных соревнований установил всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч.
|
Доктор технических наук, профессор, Герой социалистического труда. Выдающийся советский конструктор и организатор работ по созданию ядерных реакторов и оборудования для атомной промышленности, гражданского и военно-морского флота. Один из организаторов физико-технического факультета ГПИ (ныне – институт ядерной энергетики и технической физики НГТУ). В 1938 году окончил кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института имени А.А. Жданова, получив квалификацию судостроителя-теплотехника. |
С 1939 по 1942 гг. работал начальником группы конструкторского бюро Сталинградской судостроительной верфи. С 1942 по 1964 гг. — начальник отделения, заместитель начальника цеха, начальник инструментального цеха, заместитель главного технолога, заместитель начальника Особого конструкторского бюро по опытным работам, заместитель начальника — главного конструктора ОКБ, главный конструктор ОКБ завода, начальник и главный конструктор ОКБ машиностроительного завода в городе Горький. С 1964 по 1969 годы — начальник и главный конструктор ОКБМ. |
Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии транспорта, заведующий кафедрой “Динамика, прочность машин и сопротивление материалов”.
В.М. Волков родился 3 мая 1936 года в г. Горьком.
В 1960 году окончил с отличием кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института. Был оставлен для научно-педагогической работы в институте.
В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1978 году – докторскую, в 1980 г. получил звание профессора.
С 1978 г. непрерывно заведует кафедрой и подготовкой по специализации “Прочность корабля”.
В 1994 г. открыл на кафедре новую специальность “Динамика и прочность машин”.
В.М. Волков – создатель и руководитель научной школы по направлению “Математическое моделирование разрушения вязко-упруго – пластических тел с дефектами типа трещин”.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой “Кораблестроение и авиационная техника”.
В.А. Зуев родился 16 февраля 1940 г. в г. Горьком. С 1957 г. по 1959 г. работал токарем на заводе.
В 1965 г. закончил с отличием кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института. 1965 - 1968 гг. – учеба в аспирантуре. С 1969 г. по 1972 г. работал в Комсомольском на Амуре политехническом институте в должностях от ассистента до заведующего кафедрой. С 1972 г. доцент кафедры “Теория и строительная механика корабля” Горьковского политехнического института.
В 1981 г. выбран заведующим кафедрой “Судостроение”.
В 1991 г. присвоено звание профессора.
В 1996 г. защитил докторскую диссертацию. В.А. Зуев основатель и руководитель научной школы по новым технологиям разрушения ледяного покрова и связанных с этим фундаментальных и прикладных исследований взаимодействия судов со льдом.
Профессор, основатель подготовки инженеров-кораблестроителей в Нижнем Новгороде.
В 1920 году окончил кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института имени Петра Великого.
В 1918-1930 гг. работал в Управлении Волжского речного пароходства и Нижегородского бюро Морского и Речного Регистра СССР.
Параллельно все эти годы вел активную научную и педагогическую работу на судостроительном отделении механического факультета Нижегородского государственного университета, где в 1921 году под руководством С.А. Карпова впервые в стране началась подготовка инженеров по специальности «Речное судостроение».
С 1930 года С.А. Карпов переходит на постоянную педагогическую работу в Нижегородский механико-машиностроительный институт.
С 1930 г. по 1949 г. работал заведующим кафедрамитранспортно-машиностроительного и кораблестроительного факультетов, в 1936 году стал первым деканом кораблестроительного факультета ГИИ.
Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» в 1975-1991 гг.
Он родился в 1917 г. В 1940 г. окончил авто-тракторный факультет Горьковского индустриального института им. А.А. Жданова по специальности «Автомобили и тракторы».
После окончания вуза был направлен на работу на Горьковский автозавод, где сначала в 1940-1942 гг. работал старшим инженером конструкторско-экспериментального отдела (КЭО ГАЗ), затем в 1942-1944 гг. – начальником испытатель-ной станции двигателей Горьковского автозавода.
В 1944-1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне старшим инспектором по танкам Народного комиссариата обороны на Третьем Украинском фронте, награжден несколькими боевыми медалями.
В 1945 г. И.Б. Гурвич возвратился на Горьковский автозавод, где начал работать начальником технического сектора лаборатории двигателей. В этом же году он поступил в очную аспирантуру при кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» ГИИ им. А.А. Жданова, в которой обучался до 1949 г. под научным руководством заведующего кафедрой, доктора технических наук, профессора Г.В. Тринклера.
Доктор технических наук, профессор.
Выдающийся отечественный ученый в области строительной механики корабля.
С 1950 г. по 1975 г. заведовала кафедрой “Теория и строительная механика корабля” на кораблестроительном факультете Горьковского политехнического института.
Почетный член НТО им. акад. А.Н. Крылова.
В 1930 году окончила кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института, став первой женщиной, получившей диплом инженера – кораблестроителя в этом институте.
С 1938 г. Н.В. Маттес работает в Горьковском политехническом институте.
В 1940 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 1948 – докторскую. Н.В. Маттес – первая женщина в нашем институте, получившая степень доктора технических наук и звание профессора.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрами «Судовые силовые механизмы», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Теоретическая механика», декан кораблестроительного факультета.
Видный педагог и ученый-кораблестроитель, высшее образование получил на механическом отделении Нижегородского государственного университета.
Область научных, производственных и творческих интересов: проектирование грузоподъемных механизмов, вопросы прочности в судостроении, сопротивление воды движению судов, теория судовых движителей.
Среди крупных научных достижений - создание методики определения напряжений в гребном валу при ударе винта о твердый предмет, конструкция реверсивного редуктора для гребных винтов мелкосидящих судов с разветвлением энергии двигателя.
Под руководством Н.Н. Кабачинского созданы труды по теории крыльчатых движителей и разработан ряд методов аналитической гидродинамики корабля.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой кораблестроения.
Родился в местечке Звениговский затон Чебоксарского уезда 29 августа 1902 года в семье механика-практика.
Весной 1919 года В.М. Керичев поступил учиться в Нижегородский государственный университет, по окончании которого стал работать инженером-конструктором в судостроительном техническом бюро Сормовского завода.
Первый выпускник нашего вуза по кораблестроительной специальности (1925 год).
В 1933г. был спущен на воду буксирный пароход «Сварщик», построенный без единой заклепки по чертежам тридцатилетнего конструктора В.М. Керичева.
С 1947 года – начальник и главный конструктор завода «Красное Сормово».
В 50-е годы коллективом конструкторов под руководством В.М. Керичева была выполнена большая работа по созданию флагманов речного флота – пассажирских дизель-электроходов «Ленин» и «Советский Союз».
Профессор, декан кораблестроительного и физико-технического факультетов.
Родился 20 декабря 1913 году в селе Безводное Нижегородской губернии и уезда Кстовской волости в семье крестьянина.
В 1936 году с отличием закончил кораблестроительный факультет Горьковского политехнического института по специальности «механическое оборудование судов».
Работал слесарем на Горьковской судоверфи, после окончания института – конструктором на заводе «Красное Сормово».
В 1938-1939 годах воевал на Карельском перешейке. В военные годы трудился старшим конструктором, заместителем начальника отдела завода «Красное Сормово» и испытывал танки Т-34 на фронте.
С октября 1945г. работал в Горьковском политехническом институте.
С августа 1946г. - заведующий кафедрой «Паротехника».
С января 1952г. по май 1962г. – декан Кораблестроительного факультета и доцент кафедры «Судовые машины». С 30 мая 1962г. переведён на должность декана вновь организованного закрытого физико-технического факультета.
Выпускник Горьковского института инженеров водного транспорта (1949), кораблестроительный факультет.
Доктор технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, академик Академии транспорта, имеет четыре медали «Почетный работник Высшей школы», награжден медалью академика Вавилова, лауреат премий на конкурсах по механике и прочности.
Член правления общества «Знание России», президент общества «Знание» Нижегородской области, председатель Совета Нижегородского Дома ученых, организатор и первый председатель докторского диссертационного совета по кораблестроительным специальностям в НГТУ.
Долгое время заведовал кафедрой «Теоретическая механика» на Кораблестроительном факультете НГТУ.
Подготовил ряд докторов и кандидатов наук, отрыл новое научное направление в судостроении – упругопластическая деформации подкрепленных судовых пластин.
Автор 4 монографий по прочности и гидроупругости судовых конструкций, в том числе монографии «Прочность судовых конструкций при локальных динамических нагружениях» издательство «Судостроение», 1989г., автор более чем 150 научных работ по динамике, прочности, устойчивости судовых конструкций.
Родился в 1890 г. В 1912 г. окончил механическое отделение Петербургского политехнического института.
После окончания института он работал в различных учебных заведениях Петербурга (Петрограда, Ленинграда):
в 1912-1920 гг. – преподавателем политехнических курсов Общества народных университетов; в 1913-1922 гг. – преподавателем политехнического института; в 1920-1930 гг. – ректором и профессором технико-педагогических курсов; в 1921 г. – профессором агрономического института; в 1926-1930 гг. – профессором технологического института; в 1926-1933 гг. – заместителем директора Научно-исследовательского дизельного института; в 1930-1938 гг. – профессором индустриального института.
В.Ю. Гиттис находил также силы и время работать по совместительству в учебных и научно-исследовательских организациях Москвы и Нижнего Новгорода (Горького).
Так, в 1918-1919 гг. он по совместительству работал профессором в Нижегородском государственном университете, в 1926-1931 гг. – руководителем отдела легких двигателей в топливной лаборатории Научно-технического управления ВСНХ (г. Москва) и в 1928-1930 гг. – заместителем директора Научно-исследовательского автотракторного института (НАТИ, г. Москва).
Родился в 1940 г. В 1962 г. с отличием окончил машиностроительный факультет Горьковского политехнического института им. А.А. Жданова по специальности «Автомобили и тракторы».
По распределению молодых специалистов был направлен на преподавательскую работу на кафедру «Автомобили» ГПИ им. А.А. Жданова, где с 1962 по 1968 гг. работал ассистентом и с 1968 по 1971 гг. – старшим преподавателем.
В 1962 г. проходил стажировку на автомобильных предприятиях и в научно-исследовательских организациях Чехословацкой Социалистической Республики, по итогам которой в 1963- 1965 гг. совместно с И.Н. Успенским опубликовал несколько печатных работ в центральных издательствах СССР.
С 1965 по 1971 гг. по совместительству работал младшим научным сотрудником в Научно-исследовательском секторе (НИС) института.
В 1970 г. В.Н. Кравец защитил кандидатскую диссертацию и в 1971 г. ему присуждена ученая степень кандидата технических наук. В этом же году был избран на должность доцента кафедры «Автомобили», по которой в 1972 г. ему присвоено ученое звание доцента.
С 1971 по 1974 гг. по совместительству работал старшим научным сотрудником в НИС ГПИ.
Родился в 1910 г. В 1932 г. окончил авто-тракторное отделение Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина.
В 1932-1933 гг. работал конструктором Ленгипроавто при заводе «Красный Путиловец» (г. Ленинград). В 1933 г. получил направление на работу на Горьковский автомобильный завод им. В.М. Молотова, где непрерывно проработал 40 лет.
В 1933-1935 гг. Н.Г. Мозохин работал инженером-конструктором технического отдела. В этот период на предприятии параллельно с выпуском автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА на основе лицензионной технической документации концерна «Форд» (США), разработанной в дюймовой системе мер, началось создание собственных модификаций автомобилей, необходимых народному хозяйству страны.
Н.Г. Мозохин конструировал агрегаты и узлы шасси новых автомобилей (сцепления, коробки передач, рулевые управления).
Он активно участвовал в составлении переводных таблиц числовых значений из дюймовой в метрическую систему мер, введенную в тот период в действие в СССР.
Родился в 1922г. В 1939 г. поступил учиться на автотракторный факультет Горьковского индустриального института им. А.А. Жданова.
В 1941 г. был призван на службу в Военно-воздушные войска Балтийского флота.
Участвовал в Великой Отечественной войне в качестве шофера, моториста авиационной эскадрильи, комсорга авиационной части. В 1945 г. заочно окончил курсы иностранных языков в Москве и служил переводчиком с немецкого языка.
В 1946 г. П.Э. Сыркин демобилизовался из Советской армии и продолжил учебу в ГИИ им. А.А. Жданова.
В 1950 г. с отличием окончил механический факультет института по специальности «Автомобили и тракторы» (специализация «Двигатели внутреннего сгорания»). По распределению был направлен на Горьковский автомобильный завод им. В.М. Молотова.
В 1950-1955 гг. работал мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника механосборочного цеха №2. Участвовал в освоении производства автомобилей ЗИМ, ГАЗ-63, ГАЗ-69 и др.
В 1955 г. переведен в Конструкторско-экспериментальный отдел ГАЗ на должность ведущего конструктора – руководителя конструкторской группы, и в этой должности работал до 1968 г.
Родился в 1876 г. В 1894 г. поступил учиться на механическое отделение Петербургского техно-логического института, которое закончил с отличием в 1899 г.
В 1898 г. будучи студентом пятого курса изобрел новый двигатель – первый в мире нефтяной бескомпрессорный высокого давления, который известен в технической литературе как «Тринклер-мотор».
В 1899-1900 гг. отбывал воинскую повинность и затем в 1900-1902 гг. работал конструктором на Путиловском заводе в Петербурге, где выполнил технический проект изобретенного им двигателя. Путиловский завод отказал изобретателю в финансировании изготовления двигателя, поэтому в 1902 г. он уехал в Германию.
В 1902-1907 гг. в г. Ганновере на заводе братьев Кертис под его руководством «Тринклер-мотор» был изготовлен и здесь же освоено его промышленное производство.
С 1907 по 1928 гг. Г.В. Тринклер работал на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде главным инженером – руководителем производства двигателей и в 1928-1930 гг. – консультантом по их проектированию и изго-товлению.
По его разработкам на заводе было изготовлено несколько образцов транспортных и стационарных дизелей.