ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии, засуженный изобретатель СССР, почетный полярник СССР, доктор технических наук, профессор. 

Родился Николаев А.Ф. в 1914 г. в селе Великий Враг (ныне Кстовского района Нижегород-ской области). Еще мальчишкой Аркадий увлекся конструированием, делал модели моторных лодок.

Трудовую деятельность начал в 15-летнем возрасте слесарем, затем работал шофером.

В 1931 г. был зачислен курсантом Горьковского авиационного техникума Гражданского воздушного флота, который закончил с отличием в 1935 г.

А.Ф. Николаев одновременно учился на Автозаводском вечернем филиале Горьковского индустриального института (ныне НГТУ).

nikolaev af

 В 1940 г. окончил институт по специальности «Автомобили и тракторы». В годы Великой Отечественной войны работал начальником испытательной станции авиационных двигателей на Горьковском авиационном заводе.

С 1936 по 1941 гг. А.Ф. Николаев работал на Горьковском автозаводе.

В 1938 году он стал ведущим испытателем автозавода, руководителем группы дорожных испытаний автомобилей конструкторско-экспериментального отдела ГАЗа.

Он испытывал первый советский гоночный автомобиль «ГЛ-1», на котором во время официальных соревнований установил всесоюзный рекорд скорости – 161,87 км/ч.

 

В 1945 г. А.Ф. Николаев перешел на постоянную работу в ГИИ, где возглавлял научно-производственный отдел (НПО) института, одновременно участвуя в проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. В 1950 г. за создание бурильно-крановой гидравлической машины был удостоен звания лауреата Сталинской премии СССР.

 nikolaev gl1

А.Ф. Николаев за рулем гоночной машины ГЛ-1

В 1953 г. он был назначен научным руководителем созданной им Научно-исследовательской лаборатории механизации трудоемких процессов (НИЛ МТП) при разработке льда и мерзлых грунтов. В 1968 г. на базе названной лаборатории приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР создано Опытно-конструкторское бюро по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта (ОКБ РАЛСНЕМГ), которым он руководил до 1983 г.

В 1956 г. А.Ф. Николаев принимал участие в испытаниях сконструиро-ванной под его руководством ледофрезерной машины для строительства ледовых аэродромов в Арктике на дрейфующей станции «Северный Полюс-6». В 1957-1958 гг. в составе Третьей Советской Антарктической экспедиции, будучи начальником санно-тракторного поезда, он достиг Южного геомагнитного полюса нашей планеты и впервые в мировой истории (это произошло 14 декабря 1958 г.) – геометрического центра Антарктиды – так называемого Полюса относительной недоступности (82°06' ю.ш., 54°58' в.д.), где была организована временная советская антарктическая станция «Полюс Недоступности». За этот подвиг ему было присвоено звание «Почетный полярник СССР», а Президиум Верховного Совета СССР наградил его Орденом Ленина.

С 1953 по 1972 гг. А.Ф. Николаев работал в должностях доцента и профессора кафедры «Детали машин» ГПИ им. А.А. Жданова, по которой ему присвоены ученые звания доцента в 1954 г. и профессора в 1970 г. В 1972 г. он основал кафедру «Строительные и дорожные машины», которой руководил до 1981 г. Под его научным руководством создано более 50 уникальных высоко-производительных машин, конструкции которых защищены 103 авторскими свидетельствами СССР и 11 патентами передовых промышленных стран.

А.Ф. Николаевым опубликовано более 180 печатных работ. Под его научным руководством защищено 14 кандидатских диссертаций. За большой вклад в развитие высшего образования, дорожно-строительной науки и техники А.Ф. Николаев в 1975 г. удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» и в 1980 г. он награжден орденом Октябрьской Революции.

В 1983 г. А.Ф. Николаев ушел из института на заслуженный отдых. Он умер в 1984 г. В память о его заслугах перед нашим университетом к столетию со дня его рождения на стене первого корпуса НГТУ повешена мемориальная доска.

Некоторые разработки А.Ф. Николаева и возглавляемого им ОКБ РАЛСНЕМГ

nikolaev ustanovka 

Мобильная буровая установка – одна из разработок А.Ф. Николаева, за которую он был удостоен Сталинской премии

nikolaev rotor 

Машина на роторно-винтовых движителях для очистки от загрязнений Волго-Балтийского судоходного канала

 nikolaev ustanovka1

Вариант буровой установки на гусеничном ходу

 nikolaev vyhod rotor

Выход из полыньи транспортера на роторно-винтовых движителях при испытаниях на замерзшей Волге

 nikolaev ledofrez

Ледофрезерная машина для создания ледовых аэродромов

nikolaev ledorez 

Легкая ледорезная установка для обколки судов

nikolaev transheekopatel

Фрезерный траншеекопатель ОКБ РАЛСНЕМГ на выставке строительной техники в Москве