ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

emblemaЛаборатория «Опытовый бассейн» имеет в своем распоряжении уникальное оборудование. Техническое оснащение лаборатории служит надёжной базой для подготовки бакалавров, специалистов, магистров и кандидатов технических наук по специальности «Кораблестроение и океанотехника».

В лаборатории используются общепринятые в теории корабля методики проведения эксперимента и обработки экспериментальных данных.

Проводятся лабораторные работы и практические занятия по основным дисциплинам, способствующим формированию профессиональных компетенций инженера-кораблестроителя (механика жидкости и газа, аэромеханика и гидромеханика, основы кораблестроения, статика корабля, качка корабля, сопротивление воды движению судов, судовые движители, управляемость судна).

 lab 1

Лаборатория «Опытовый бассейн»

В лаборатории «Опытовый бассейн» магистранты, аспиранты и преподаватели создают модели новых плавучих сооружений, проводят эксперименты по определению их гидродинамических характеристик и мореходных качеств, готовят материалы для публикаций и заявок на изобретения. Темы исследований выбираются по критериям «актуальность» и «новизна».

В этом ключ к мотивации инициативной и результативной работы, в ходе которой ими приобретаются не только профессиональные, но и общие компетенции.

lab 2 

Чаша опытового бассейна, буксировочная тележка с линейным асинхронным электродвигателем (ЛАД) и волногаситель 

Несмотря на сравнительно малые размеры чаши опытового бассейна, физическое моделирование гидродинамики судна в лаборатории позволяет выявлять качественные характеристики новых технических средств, а в ряде случаев получать количественные характеристики с допустимой погрешностью. Метрологическая экспертиза измерительно-регистрационного комплекса оценивает относительную погрешность буксировочного сопротивления в пределах 5%, параметров волнения и качки в пределах 15%.

Измерительно-регистрационный комплекс лаборатории используется и для проведения натурных испытаний судов и плавучих технических средств освоения шельфа. Данные натурного эксперимента служат надёжной основой для оценки адекватности математических моделей динамики плавучих сооружений.

В лаборатории определяется дополнительное сопротивление судов при движении в битом льду. Для этого применяются модели битого льда изготовленного из полиэтилена. Размер и форма пластин, а также сплочённость выбираются в соответствии с ледовыми условиями предполагаемого района эксплуатации судна. Выполняются в лаборатории и опытно-конструкторские разработки, в том числе и с участием студентов.

 

История

Подготовка инженеров-кораблестроителей в Нижнем Новгороде ведётся с 1920 года на материально технической базе и с участием профессорско-преподавательского состава Варшавского политехнического института, эвакуированного в центральную Россию во время первой мировой войны.

Министерство торговли и промышленности Временного правительства приняло 6 июля 1916 года решение о переводе Варшавского политехнического института в Нижний Новгород, тем самым заложило фундамент для создания большинства высших учебных заведений Нижнего Новгорода и НГТУ им. Р.Е.Алексеева в том числе. В то время остро ощущалось отсутствие лабораторной базы, что затрудняло подготовку инженеров-исследователей.

Студент Ростислав Евгеньевич Алексеев, будущий создатель отечественных судов на подводных крыльях, накануне Великой Отечественной Войны начинал испытания моделей своих катеров путём буксировки в открытой акватории за парусной яхтой.

istДля подготовки инженеров-технологов использовалась производственная база нижегородских заводов, завода «Красное Сормово» – в первую очередь. В послевоенные годы силами преподавателей и студентов, при материальной и технической поддержке завода «Красное Сормово», в цокольном этаже первого учебного корпуса был удалён грунт и смонтирована чаша опытового бассейна с гравитационной системой буксировки моделей. Проект здания не предусматривал размещения в нём такой лаборатории, поэтому она создавалась на ограниченном пространстве и планировалась для проведения занятий с небольшими группами студентов (не более 12 человек).

Учебные планы послевоенных лет выделяли на проведение лабораторных работ и практических занятий число часов достаточное для того, чтобы дать студентам знания, навыки и опыт, необходимые для инженера-исследователя.

В лаборатории интенсивно велись не только учебные занятия, но и научно-исследовательские работы по хозяйственным договорам с судостроительными заводами и конструкторскими бюро страны, проводились натурные испытания новых судов и плавучих сооружений.

Зарабатываемые средства вкладывались в совершенствование технического оснащения лаборатории: появились новые системы буксировки, волнопродуктор и волногаситель, гидролоток, современные преобразователи измеряемых физических величин (датчики), усилители, системы измерения и регистрации параметров, были приобретены станки и инструменты для изготовления моделей, проводились плановые ремонты и техническое обслуживание оборудования.

Количество штатных сотрудников лаборатории «Опытовый бассейн» в 1985 году доходило до 25 человек.

Персонал имел высокую степень научной и технической подготовки.