ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

gurvichЗаслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» в 1975-1991 гг.

Он родился в 1917 г. В 1940 г. окончил авто-тракторный факультет Горьковского индустриального института им. А.А. Жданова по специальности «Автомобили и тракторы».

После окончания вуза был направлен на работу на Горьковский автозавод, где сначала в 1940-1942 гг. работал старшим инженером конструкторско-экспериментального отдела (КЭО ГАЗ), затем в 1942-1944 гг. – начальником испытатель-ной станции двигателей Горьковского автозавода.

В 1944-1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне старшим инспектором по танкам Народного комиссариата обороны на Третьем Украинском фронте, награжден несколькими боевыми медалями.

В 1945 г. И.Б. Гурвич возвратился на Горьковский автозавод, где начал работать начальником технического сектора лаборатории двигателей. В этом же году он поступил в очную аспирантуру при кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» ГИИ им. А.А. Жданова, в которой обучался до 1949 г. под научным руководством заведующего кафедрой, доктора технических наук, профессора Г.В. Тринклера.

В 1953 г. И.Б. Гурвич защитил кандидатскую диссертацию.

После окончания аспирантуры И.Б. Гурвич возвратился на работу на Горьковский автозавод, где в 1951 г. основал Центральную исследовательскую лабораторию двигателей и руководил ею до 1961 г. С 1961 по 1975 гг. он был научным руководителем упомянутой лаборатории, получившей в 1961 г. статус Центральной заводской испытательной лаборатории двигателей ГАЗ.
В 1961 г. началась педагогическая деятельность И.Б. Гурвича в вузах г.Горького.

В 1961-1964 гг. он по совместительству работал доцентом кафедры «Тракторы и автомобили» Горьковского сельскохозяйственного института и по этой кафедре в 1962 г. утвержден в ученом звании доцента. В 1964 г. перешел на преподавательскую работу в Горьковский политехнический институт, где сначала по совместительству работал доцентом кафедры «Термодинамика и тепло-передача», а затем с 1975 по 1997 гг. после увольнения по собственному желанию с Горьковского автозавода – на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания»: в 1975-1991 гг. – заведующим кафедрой, в 1991-1997 гг. – профессором кафедры. В 1978 г. ему присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1979 г. присвоено ученое звание профессора.

Активной, творческой, целеустремленной производственной, педагоги-ческой и научно-исследовательской деятельностью И.Б. Гурвич завоевал известность и авторитет среди специалистов страны, работающих в области двигателей внутреннего сгорания.

Им опубликовано свыше 220 печатных работ, среди которых 15 книг и брошюр. Под его научным руководством защитили кандидатские диссертации семь преподавателей кафедры и работников Горьковского автомобильного и Заволжского моторного заводов, подготовил и защитил докторскую диссертацию его будущий преемник на посту заведующего кафедрой «ДВС» В.И. Чумак.

Профессор И.Б. Гурвич активно участвовал в научно-технических конференциях и симпозиумах, выступал официальным оппонентом на защитах докторских и кандидатских диссертаций.

И.Б. Гурвич обладал незаурядным даром стихотворца-юмориста. Для многих юбилейных дат в жизни автомобильного факультета и в честь дней рождения своих коллег он сочинил более сотни эпиграмм, коротких четверостиший и поэм. Его хорошо известным стихотворно-юмористическим произведением является «Слово об автомобильном факультете», написанное в тяжелые для страны и вуза 90-е годы, но полное светлого юмора и оптимизма, надежд на лучшие времена.

За заслуги в области высшего образования и производственной деятельности в 1992 г. И.Б. Гурвичу присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации».

Жизнь профессора И.Б. Гурвича неожиданно для всех трагически оборвалась в 1997 г. в дорожно-транспортном происшествии неделю спустя после того, как был отмечен его 80-летний юбилей.