Создание Центра компетенции явилось важным шагом в освоении передовых технологий инженерного анализа и в настоящее время серьезно способствует подготовке квалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям современных высокотехнологичных предприятий промышленности.
Изучение программ MSC.Software (Patran, Nastran, Adams) включено в программу подготовки бакалавров, специалистов и магистрантов ИТС НГТУ, что позволяет студентам выполнять курсовые и дипломные работы на высоком техническом уровне.
Сотрудничество с компанией MSC позволило университету накопить полезный опыт как в проведении семинаров для сотрудников НГТУ, так и в выполнении пилотных проектов для предприятий реального сектора экономики, демонстрирующих возможности пактов программ MSC.Software.
Перспективным направлением развития взаимодействия НГТУ и компании MSC является использование не только университетских, но также и коммерческих лицензий на программы инженерного анализа MSC.Software, повышающие уровень и эффективность НИОКР, выполняемых специалистами НГТУ в рамках контрактов и договорных работ с промышленными предприятиями.
1 ноября 2011г. - Торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между НГТУ и MSC.
Рукопожатие ректора университета Дмитриева Сергея Михайловича и старшего директора MSC.Software GmbH Томаса Келлера.
Соглашение о сотрудничестве между НГТУ и MSC.Software
СМИ:
«Московский комсомолец в Нижнем Новгороде»: Нижний – в центре компьютерных технологий
Лаборатория была создана в начале 1990-х годов по инициативе и под руководством доктора технических наук, профессора А.В. Васильева и носит его имя.
Оборудование лаборатории и персонал полностью обеспечивают ее назначение и функционорование, основными направлениями которых являются проведенние учебных экспериментов и научных исследований.
1. Проведение учебных экспериментов.
Для этого лаборатория располагает набором традиционных лабораторных работ:
Учебные эксперименты широко задействуются при изучении дисциплин аэрогидромеханического цикла у студентов разных направлений подготовки в НГТУ — прежде всего, связанных с авиационной, корабельной и автомобильной техникой.
Теоретические занятия по темам лабораторных работ проходят в удобной учебной аудитории, входящей в состав лаборатории.
2. Проведение научных исследований.
Для этого лаборатория оснащена необходимым оборудованием:
При помощи вышеперечисленного оборудования и прочих инструментов и приспособлений в лаборатории ведутся исследования в рамках хоздоговорных работ, кандидатских и магистерских диссертаций и т.д.
Подготовка к испытаниям модели самолета |
Исследование обтекания кузова автомобиля |
Испытания модели парусного судна (модель знаменитого барка «Крузенштерн») |
Базовая лаборатория «Экспериментальной механики» Института проблем машиностроения Российской академии наук создана в Нижегородском государственном техническом университете на кафедре «Динамика, прочность машин и сопротивление материалов».
В пользование НГТУ передано оборудование общей стоимостью более 8 миллионов рублей.
В состав лаборатории входят современные испытательные машины:
Основными направлениями деятельности лаборатории являются:
![]() |
![]() |
![]() |
Лаборатория «Опытовый бассейн» имеет в своем распоряжении уникальное оборудование. Техническое оснащение лаборатории служит надёжной базой для подготовки бакалавров, специалистов, магистров и кандидатов технических наук по специальности «Кораблестроение и океанотехника».
В лаборатории используются общепринятые в теории корабля методики проведения эксперимента и обработки экспериментальных данных.
Проводятся лабораторные работы и практические занятия по основным дисциплинам, способствующим формированию профессиональных компетенций инженера-кораблестроителя (механика жидкости и газа, аэромеханика и гидромеханика, основы кораблестроения, статика корабля, качка корабля, сопротивление воды движению судов, судовые движители, управляемость судна).
Лаборатория «Опытовый бассейн» |
В лаборатории «Опытовый бассейн» магистранты, аспиранты и преподаватели создают модели новых плавучих сооружений, проводят эксперименты по определению их гидродинамических характеристик и мореходных качеств, готовят материалы для публикаций и заявок на изобретения. Темы исследований выбираются по критериям «актуальность» и «новизна».
В этом ключ к мотивации инициативной и результативной работы, в ходе которой ими приобретаются не только профессиональные, но и общие компетенции.
Чаша опытового бассейна, буксировочная тележка с линейным асинхронным электродвигателем (ЛАД) и волногаситель |
Несмотря на сравнительно малые размеры чаши опытового бассейна, физическое моделирование гидродинамики судна в лаборатории позволяет выявлять качественные характеристики новых технических средств, а в ряде случаев получать количественные характеристики с допустимой погрешностью. Метрологическая экспертиза измерительно-регистрационного комплекса оценивает относительную погрешность буксировочного сопротивления в пределах 5%, параметров волнения и качки в пределах 15%.
Измерительно-регистрационный комплекс лаборатории используется и для проведения натурных испытаний судов и плавучих технических средств освоения шельфа. Данные натурного эксперимента служат надёжной основой для оценки адекватности математических моделей динамики плавучих сооружений.
В лаборатории определяется дополнительное сопротивление судов при движении в битом льду. Для этого применяются модели битого льда изготовленного из полиэтилена. Размер и форма пластин, а также сплочённость выбираются в соответствии с ледовыми условиями предполагаемого района эксплуатации судна. Выполняются в лаборатории и опытно-конструкторские разработки, в том числе и с участием студентов.
Подготовка инженеров-кораблестроителей в Нижнем Новгороде ведётся с 1920 года на материально технической базе и с участием профессорско-преподавательского состава Варшавского политехнического института, эвакуированного в центральную Россию во время первой мировой войны.
Министерство торговли и промышленности Временного правительства приняло 6 июля 1916 года решение о переводе Варшавского политехнического института в Нижний Новгород, тем самым заложило фундамент для создания большинства высших учебных заведений Нижнего Новгорода и НГТУ им. Р.Е.Алексеева в том числе. В то время остро ощущалось отсутствие лабораторной базы, что затрудняло подготовку инженеров-исследователей.
Студент Ростислав Евгеньевич Алексеев, будущий создатель отечественных судов на подводных крыльях, накануне Великой Отечественной Войны начинал испытания моделей своих катеров путём буксировки в открытой акватории за парусной яхтой.
Для подготовки инженеров-технологов использовалась производственная база нижегородских заводов, завода «Красное Сормово» – в первую очередь. В послевоенные годы силами преподавателей и студентов, при материальной и технической поддержке завода «Красное Сормово», в цокольном этаже первого учебного корпуса был удалён грунт и смонтирована чаша опытового бассейна с гравитационной системой буксировки моделей. Проект здания не предусматривал размещения в нём такой лаборатории, поэтому она создавалась на ограниченном пространстве и планировалась для проведения занятий с небольшими группами студентов (не более 12 человек).
Учебные планы послевоенных лет выделяли на проведение лабораторных работ и практических занятий число часов достаточное для того, чтобы дать студентам знания, навыки и опыт, необходимые для инженера-исследователя.
В лаборатории интенсивно велись не только учебные занятия, но и научно-исследовательские работы по хозяйственным договорам с судостроительными заводами и конструкторскими бюро страны, проводились натурные испытания новых судов и плавучих сооружений.
Зарабатываемые средства вкладывались в совершенствование технического оснащения лаборатории: появились новые системы буксировки, волнопродуктор и волногаситель, гидролоток, современные преобразователи измеряемых физических величин (датчики), усилители, системы измерения и регистрации параметров, были приобретены станки и инструменты для изготовления моделей, проводились плановые ремонты и техническое обслуживание оборудования.
Количество штатных сотрудников лаборатории «Опытовый бассейн» в 1985 году доходило до 25 человек.
Персонал имел высокую степень научной и технической подготовки.