ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

 emblemaЦентр компетенции по технологиям MSC.Software был создан в рамках соглашения о сотрудничестве между НГТУ и компанией MSC.Software GmbH в ноябре 2011г.

Создание Центра компетенции явилось важным шагом в освоении передовых технологий инженерного анализа и в настоящее время серьезно способствует подготовке квалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям современных высокотехнологичных предприятий промышленности.

Изучение программ MSC.Software (Patran, Nastran, Adams) включено в программу подготовки бакалавров, специалистов и магистрантов ИТС НГТУ, что позволяет студентам выполнять курсовые и дипломные работы на высоком техническом уровне.

Сотрудничество с компанией MSC позволило университету накопить полезный опыт как в проведении семинаров для сотрудников НГТУ, так и в выполнении пилотных проектов для предприятий реального сектора экономики, демонстрирующих возможности пактов программ MSC.Software.

Перспективным направлением развития взаимодействия НГТУ и компании MSC является использование не только университетских, но также и коммерческих лицензий на программы инженерного анализа MSC.Software, повышающие уровень и эффективность НИОКР, выполняемых специалистами НГТУ в рамках контрактов и договорных работ с промышленными предприятиями.

msc11 ноября 2011г. - Торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между НГТУ и MSC.

Рукопожатие ректора университета Дмитриева Сергея Михайловича и старшего директора MSC.Software GmbH Томаса Келлера.

Соглашение о сотрудничестве между НГТУ и MSC.Software

СМИ:

«Московский комсомолец в Нижнем Новгороде»: Нижний – в центре компьютерных технологий

Открытие Центра компетенций по технологиям MSC в НГТУ

aero lab 1emblemaЛаборатория была создана в начале 1990-х годов по инициативе и под руководством доктора технических наук, профессора А.В. Васильева и носит его имя.

Оборудование лаборатории и персонал полностью обеспечивают ее назначение и функционорование, основными направлениями которых являются проведенние учебных экспериментов и научных исследований.

1. Проведение учебных экспериментов.

Для этого лаборатория располагает набором традиционных лабораторных работ:

  • исследование аэрогидродинамических характеристик тел простой формы (пластины, шары, крылья), самолетов и экранопланов, кораблей, автомобилей, буровых установок, зданий и других инженерных сооружений, взаимодействующих с аэро- или гидропотоком;
  • лабораторные работы "Дренированное крыло", "Флаттер крыла", "Измерения в пограничном слое" и др.

Учебные эксперименты широко задействуются при изучении дисциплин аэрогидромеханического цикла у студентов разных направлений подготовки в НГТУ — прежде всего, связанных с авиационной, корабельной и автомобильной техникой.

Теоретические занятия по темам лабораторных работ проходят в удобной учебной аудитории, входящей в состав лаборатории.

2. Проведение научных исследований.

Для этого лаборатория оснащена необходимым оборудованием:

  • собственно экспериментальная установка "Аэродинамическая труба", представляющая из себя дозвуковую трубу замкнутого типа с открытой рабочей частью;
  • трехкомпонентные аэродинамические весы;
  • измерительный комплекс, позволяющий получать данные эксперимента как непосредственно по приборам, так и с использованием компьютера;
  • координатная система рабочей части трубы;
  • особая система, которой оснащена аэродинамическая труба НГТУ – это система, экранирования полета, позволяющая моделировать полет на разном расстоянии от опорной поверхности;
  • установка дымовой визуализации потока.

При помощи вышеперечисленного оборудования и прочих инструментов и приспособлений в лаборатории ведутся исследования в рамках хоздоговорных работ, кандидатских и магистерских диссертаций и т.д.

Подготовка к испытаниям модели самолета

Исследование обтекания кузова автомобиля

Испытания модели парусного судна (модель знаменитого барка «Крузенштерн»)

Института проблем машиностроения Российской академии наук.

emblemaБазовая лаборатория «Экспериментальной механики» Института проблем машиностроения Российской академии наук создана в Нижегородском государственном техническом университете на кафедре «Динамика, прочность машин и сопротивление материалов».

В пользование НГТУ передано оборудование общей стоимостью более 8 миллионов рублей.

В состав лаборатории входят современные испытательные машины:

  • универсальная испытательная машина фирмы Tinius Olsen Ltd модель H100K-U с максимальным усилием 100 кН;
  • машина для испытания материалов на ползучесть, длительную прочность и релаксацию фирмы ATS серии 2330 с максимальной температурой нагрева 1200 градусов и номинальной нагрузкой 53,3кН.

Основными направлениями деятельности лаборатории являются:

  • проведение совместных научно-исследовательских работ в области механики и физики пластического деформирования и разрушения материалов, наноматериалов и покрытий при различных режимах нагружения;
  • выполнение дипломных работ и магистерских диссертаций, подготовка и проведение лабораторных работ студентами и магистрантами по направлению «Прикладная механика».

 

eks meh 1  eks meh 2  eks meh 3 

 

emblemaЛаборатория «Опытовый бассейн» имеет в своем распоряжении уникальное оборудование. Техническое оснащение лаборатории служит надёжной базой для подготовки бакалавров, специалистов, магистров и кандидатов технических наук по специальности «Кораблестроение и океанотехника».

В лаборатории используются общепринятые в теории корабля методики проведения эксперимента и обработки экспериментальных данных.

Проводятся лабораторные работы и практические занятия по основным дисциплинам, способствующим формированию профессиональных компетенций инженера-кораблестроителя (механика жидкости и газа, аэромеханика и гидромеханика, основы кораблестроения, статика корабля, качка корабля, сопротивление воды движению судов, судовые движители, управляемость судна).

 lab 1

Лаборатория «Опытовый бассейн»

В лаборатории «Опытовый бассейн» магистранты, аспиранты и преподаватели создают модели новых плавучих сооружений, проводят эксперименты по определению их гидродинамических характеристик и мореходных качеств, готовят материалы для публикаций и заявок на изобретения. Темы исследований выбираются по критериям «актуальность» и «новизна».

В этом ключ к мотивации инициативной и результативной работы, в ходе которой ими приобретаются не только профессиональные, но и общие компетенции.

lab 2 

Чаша опытового бассейна, буксировочная тележка с линейным асинхронным электродвигателем (ЛАД) и волногаситель 

Несмотря на сравнительно малые размеры чаши опытового бассейна, физическое моделирование гидродинамики судна в лаборатории позволяет выявлять качественные характеристики новых технических средств, а в ряде случаев получать количественные характеристики с допустимой погрешностью. Метрологическая экспертиза измерительно-регистрационного комплекса оценивает относительную погрешность буксировочного сопротивления в пределах 5%, параметров волнения и качки в пределах 15%.

Измерительно-регистрационный комплекс лаборатории используется и для проведения натурных испытаний судов и плавучих технических средств освоения шельфа. Данные натурного эксперимента служат надёжной основой для оценки адекватности математических моделей динамики плавучих сооружений.

В лаборатории определяется дополнительное сопротивление судов при движении в битом льду. Для этого применяются модели битого льда изготовленного из полиэтилена. Размер и форма пластин, а также сплочённость выбираются в соответствии с ледовыми условиями предполагаемого района эксплуатации судна. Выполняются в лаборатории и опытно-конструкторские разработки, в том числе и с участием студентов.

 

История

Подготовка инженеров-кораблестроителей в Нижнем Новгороде ведётся с 1920 года на материально технической базе и с участием профессорско-преподавательского состава Варшавского политехнического института, эвакуированного в центральную Россию во время первой мировой войны.

Министерство торговли и промышленности Временного правительства приняло 6 июля 1916 года решение о переводе Варшавского политехнического института в Нижний Новгород, тем самым заложило фундамент для создания большинства высших учебных заведений Нижнего Новгорода и НГТУ им. Р.Е.Алексеева в том числе. В то время остро ощущалось отсутствие лабораторной базы, что затрудняло подготовку инженеров-исследователей.

Студент Ростислав Евгеньевич Алексеев, будущий создатель отечественных судов на подводных крыльях, накануне Великой Отечественной Войны начинал испытания моделей своих катеров путём буксировки в открытой акватории за парусной яхтой.

istДля подготовки инженеров-технологов использовалась производственная база нижегородских заводов, завода «Красное Сормово» – в первую очередь. В послевоенные годы силами преподавателей и студентов, при материальной и технической поддержке завода «Красное Сормово», в цокольном этаже первого учебного корпуса был удалён грунт и смонтирована чаша опытового бассейна с гравитационной системой буксировки моделей. Проект здания не предусматривал размещения в нём такой лаборатории, поэтому она создавалась на ограниченном пространстве и планировалась для проведения занятий с небольшими группами студентов (не более 12 человек).

Учебные планы послевоенных лет выделяли на проведение лабораторных работ и практических занятий число часов достаточное для того, чтобы дать студентам знания, навыки и опыт, необходимые для инженера-исследователя.

В лаборатории интенсивно велись не только учебные занятия, но и научно-исследовательские работы по хозяйственным договорам с судостроительными заводами и конструкторскими бюро страны, проводились натурные испытания новых судов и плавучих сооружений.

Зарабатываемые средства вкладывались в совершенствование технического оснащения лаборатории: появились новые системы буксировки, волнопродуктор и волногаситель, гидролоток, современные преобразователи измеряемых физических величин (датчики), усилители, системы измерения и регистрации параметров, были приобретены станки и инструменты для изготовления моделей, проводились плановые ремонты и техническое обслуживание оборудования.

Количество штатных сотрудников лаборатории «Опытовый бассейн» в 1985 году доходило до 25 человек.

Персонал имел высокую степень научной и технической подготовки.