Кафедра "Автомобили" была основана в Горьковском индустриальном институте в 1935 г. Первым заведующим кафедрой был инженер Н.А. Куняев. В первые годы на кафедре велась подготовка инженеров по специализациям "Автомобили" и "Автомобильные двигатели". До 1939 г. кафедрой руководили известный ученый в области автомобилестроения профессор В.Ю. Гиттис и инженер, в будущем доцент, кандидат технических наук Н.П. Корытников.
В 1939 году из состава кафедры выделилась как самостоятельное подразделение вуза кафедра "Двигатели внутреннего сгорания" во главе с Н.П. Корытниковым. На заведование кафедрой "Автомобили" по совместительству был приглашен из Москвы доцент, кандидат технических наук Б.С. Фалькевич, в будущем профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, многие годы возглавлявший кафедру "Автомобили" в Московском автомеханическом институте.
Под руководством Б.С. Фалькевича на кафедре работали доценты, кандидаты технических наук В.Б. Цимбалин и Я.И. Бронштейн, ассистенты А.В. Романов, И.М. Федотов и И.Н. Успенский, приглашенный на преподавательскую работу из второго выпуска инженеров кафедры.
Большие перемены произошли в составе кафедры в 1941 г. Все ассистенты кафедры ушли на фронт, Б.С. Фалькевич и Я.И. Бронштейн перешли на работу в другие вузы страны. Кафедру возглавил доцент, в будущем профессор, кандидат технических наук В.Б. Цимбалин.
В.Б. Цимбалин руководил кафедрой непрерывно в течение 37 лет и внес большой вклад в создание материально-технической базы, формирование кадрового состава, становление и развитие учебно-методической и научно-исследовательской работы, подготовку научно-педагогических кадров.
В годы войны на преподавательскую работу на кафедру были приняты выпускники специальности "Автомобили" Е.В. Михайловский и З.И. Талантова и выпускник аспирантуры Г.И. Гавриленко. В 1946 г. на преподавательскую работу возвратился И.Н. Успенский - гвардии капитан, участвовавший в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны в 1942-1945 годах. В 1954 г. на должность ассистента кафедры был направлен по распределению выпускник специальности "Автомобили" А.А. Мельников. В последующие годы все преподаватели кафедры защитили кандидатские диссертации, получили ученые звания доцентов. Е.В. Михайловский, Г.И. Гавриленк, И.Н. Успенский, А.А. Мельников заведовали кафедрами и работали в должности профессоров кафедр.
Послевоенная история кафедры "Автомобили" тесно связана с родственной кафедрой "Гусеничные машины" (в будущем "Вездеходные машины").
Кафедра "Гусеничные машины" была создана в вузе по постановлению Правительства страны в 1945 г. Заведующим кафедрой был назначен выпускник института, заместитель начальника цеха испытаний танков завода "Красное Сормово" Ю.П. Новиков, в будущем профессор, кандидат технических наук.
После окончания Великой Отечественной войны на преподавательскую работу на кафедру были приглашены боевые офицеры, участники войны С.В. Рукавишников, К.И. Шуртыгин, Л.С. Синельников. За время работы на кафедре они защитили кандидатские диссертации, им было присвоено ученое звание доцента. С.В. Рукавишников в последние годы своей жизни работал на кафедре профессором.
В 1956 г. кафедры "Автомобили" и "Гусеничные машины" были объединены. Заведующим объединенной кафедрой был назначен В.Б. Цимбалин, его заместителем - Ю.П. Новиков.
В 1964 г. на базе объединенной кафедры вновь были образованы две кафедры: кафедра "Автомобили" под руководством В.Б. Цимбалина и единственная в стране кафедра "Вездеходные машины" под руководством Ю.П. Новикова.
В состав последней вошли все преподаватели бывшей кафедры "Гусеничные машины".
В 1982 г. две кафедры были вновь объединены. Объединенная кафедра получила название "Автомобили и тракторы".
С начала 60-х годов прошлого столетия коллектив кафедры стал систематически пополняться выпускниками специальности "Автомобили и тракторы", которые после окончания института оставались работать на кафедре преподавателями, заведующими лабораториями, инженерами, поступали учиться в аспирантуру.
Многие из заведующих лабораторией, инженеров и выпускников аспирантуры со временем пополнили преподавательский состав кафедры.
Со студенческой скамьи были приняты на кафедру С.М. Кудрявцев, В.В. Коняшов, В.Н. Кравец, Б.В. Савинов, В.А. Малыгин, В.И. Песков, В.А. Савельев, Л.В. Барахтанов, В.Е. Колотилин, Л.Н. Орлов, С.А. Баркалов, Н.Б. Веселов, А.М. Грошев, В.П. Могутнов. После нескольких лет работы на производстве в коллектив кафедры влились В.С. Никулин, В.И. Шишкин, В.В. Шатилов, С.М. Огороднов, А.В. Князев, В.В. Беляков. За время работы на кафедре стали профессорами, докторами технических наук Л.В. Барахтанов, В.В. Беляков, Л.Н. Орлов, В.Н. Кравец, профессором, кандидатом технических наук В.И. Песков, доцентами, кандидатами технических наук С.М. Кудрявцев, В.В. Коняшов, Б.В. Савинов, Н.Б. Веселов, С.М. Огороднов, А.М. Грошев, В.П. Могутнов. На должности доцентов были приняты кандидаты технических наук В.В. Шишкин и А.В. Князев. В должности старшего преподавателя работает В.В. Шатилов. Некоторое время на кафедре работали ассистентами кандидат технических наук В.А. Савельев, инженеры М.И. Киселев, В.С. Никулин и С.А. Баркалов, старшим преподавателем М.И. Киселев.
С начала 90-х годов прошлого века преподавательский коллектив кафедры пополнился выпускниками специальностей "Автомобиле- и тракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство". Среди них доктор технических наук, доцент А.А. Аникин, доценты, кандидаты технических наук А.А. Алипов, А.Н. Блохин, П.Е. Дмитриев, Д.В. Соловьев, А.В. Тумасов, В.С. Макаров, К.Я. Лелиовский, Д.В. Зезюлин, старшие преподаватели А.Л. Безруков, В.С. Боронин, С.А. Багичев, А.С. Вашурин, Е.В. Кочанов, ассистенты Н.Ю. Ломунова, П.С. Рогов, А.В. Герасин, С.Ю. Костин, А.М. Беляев.
После ухода на пенсию В.Б. Цимбалина в 1979 г. кафедру возглавил доцент, кандидат технических наук И.Н. Успенский. В 1984 г. на должность заведующего кафедрой был избран доцент, кандидат технических наук В.И. Песков, а И.Н. Успенский стал профессором кафедры. В 1989 г. кафедру возглавил профессор, доктор технических наук Л.В. Барахтанов. Через десять лет кафедрой стал заведовать доцент, кандидат технических наук Л.Н. Орлов - с 2002 г. профессор, доктор технических наук.
С 2004 г. на должность профессора кафедры избраны В.И. Песков, С.М. Кудрявцев, Б.В. Савинов, Н.Б. Веселов, А.А. Аникин.
К преподавательской работе постоянно привлекаются ведущие специалисты с промышленных предприятий и из научно-исследовательских организаций. Среди них главный конструктор, заместители главного конструктора ОАО "ГАЗ" А.Д. Просвирнин, Ю.В. Кудрявцев, В.Н. Носаков, Г.А. Ширяев, руководитель центра компетенций «Грузовые автомобили» А.С. Попенко, ведущий конструктор В.Е. Кузьмин, главный инженер по испытаниям Д.В. Шестопёров, зав. отделом Нижегородского филиала института машиноведения Российской академии наук профессор, доктор технических наук А.И. Весницкий, директор ЦНИИ "Прометей" доцент, кандидат технических наук А.А. Овчинников, главный конструктор ООО ТПП «Пеленг» В.В. Михайлов.
Многие годы в УКЭР ОАО «ГАЗ» работал филиал кафедры под руководством главного конструктора Ю.В. Кудрявцева. В настоящее время в Объединённом инженерном центре Группы ГАЗ создана базовая кафедра «Создание продукта в автомобилестроении», возглавляемая С.А. Гагуновым.
За свою почти 80-летнюю историю кафедра стала поистине кузницей руководящих кадров. В 1942 г. старший преподаватель Г.И. Гавриленко создал кафедру "Автомобильное хозяйство", которая до 1947 г. готовила инженеров для автомобильного транспорта. Шестнадцать лет спустя, в 1963 г., декан машиностроительного факультета, доцент, кандидат технических наук Г.И. Гавриленко вновь организовал и возглавил кафедру "Автомобильный транспорт". На этой кафедре долгие годы работал доцент кафедры "Автомобили", кандидат технических наук Л.С. Синельников. В 1975 г. заведующим названной кафедрой был избран доцент кафедры "Автомобили", кандидат технических наук А.А. Мельников, а Г.И. Гавриленко был избран профессором кафедры.
В 1960 г. доцент кафедры "Автомобили", кандидат технических наук Е.В. Михайловский избран заведующим кафедрой "Тракторы и автомобили" Горьковского сельскохозяйственного института (ныне Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия), которой он руководил до 1977 г. Там он создал горьковскую школу исследователей аэродинамики автомобиля. За большой вклад в науку ему было присвоено ученое звание профессора.
В 1962 г. доцент, кандидат технических наук, в будущем профессор кафедры С.В. Рукавишников основал Отраслевую научно-исследовательскую лабораторию вездеходных машин (ОНИЛВМ). В 1983 г. ОНИЛВМ возглавил ученик С.В. Рукавишникова профессор, доктор технических наук Л.В. Барахтанов.
В 1991 г. из состава ОНИЛВМ выделилось Специальное конструкторское и технологическое бюро транспортных и технологических машин (СКТБ ТТМ) под руководством доцента, кандидата технических наук Н.Б. Веселова, которое затем было преобразовано в ЗАО "Транспорт", а Н.Б. Веселов стал его генеральным директором. В настоящее время Н.Б. Веселов – профессор кафедры по совместительству.
В 1996 г. доцент, кандидат технических наук А.М. Грошев создал в техническом университете Центр безопасности дорожного движения и технической экспертизы (ЦБДДТЭ).
В работе центра разработкой методических основ инструментальной проверки автомобилей с использованием средств технического диагностирования, экспертизой вносимых в конструкцию автомобилей изменений, анализом дорожно-транспортных происшествий и повышением квалификации экспертов и контролеров технического состояния автомобилей участвуют практически все преподаватели кафедры.
Профессор В.Н. Кравец в 1982-1992 годах работал начальником учебно-методического управления - заместителем проректора по учебной работе и проректором по целевой индивидуальной подготовке специалистов (ЦИПС), а в 2000-2005 годах - заместителем генерального директора холдинга "Техносервис", возглавляемого А.Д. Белокопытовым. Доцент В.И. Песков в 1997-2001 годах работал техническим директором ОАО "Техноволга".
Доцент В.И. Шишкин с 1996 г. работает на руководящих должностях директора и технического директора в малых предприятиях города. Профессор, доктор технических наук В.В. Беляков в последние годы работает заместителем проректора по научной работе НГТУ. В 2004 г. доцент, кандидат технических наук В.П. Могутнов назначен проректором по учебно-воспитательной работе нашего вуза. В том же году образован НИИ ТМ и ТТК НГТУ, директором которого стал доцент, кандидат технических наук А.А. Аникин, в настоящее время доктор технических наук и, по совместительству, профессор кафедры.
В 1950 г. на должность декана механического факультета был избран доцент кафедры "Автомобили" Г.И. Гавриленко. С этого года факультетом, который в 1958 г. был переименован в машиностроительный, а в 1978 г. - в автомобильный, руководили преподаватели кафедры: 24 года доцент Г.И. Гавриленко, более 14 лет доцент, затем профессор В.Н. Кравец, 5 лет доцент В.И. Песков, 11 лет доцент Б.В. Савинов. В 2007 году факультет возглавил доцент А.М. Грошев. В 2009 г. автомобильный факультет преобразован в Автомобильный институт, а в 2013 году – в Институт транспортных систем. Директором АМИ и ИТС назначен Анатолий Михайлович Грошев.
Большой вклад в становление и развитие кафедры внесли заведующие лабораториями П.А. Малышев, В.В. Шатилов, А.М. Грошев, А.Ю. Чуев, А.Б. Жилевский, М.М. Коников, С.А. Агапитов, А.Ю. Данилов, Ю.В. Ефимов, С.Ю. Волков, инженеры А.И. Сандлер, И.В. Борцов, Е.П. Лавров, Н.А. Манина, А.А. Смирнова, Н.А. Вязникова, Л.Ю. Винокурова, В.А. Дубкова, К.Д. Лебедева, Е.М. Кудряшов, Е.В. Кочанов, Д.Е. Золин, А.Н. Сидоров, Е.А. Наумов, А.В. Герасин, в.к.р. Ю.Н. Волков, Б.В. Реутов, лаборанты А.А. Крылов, А.В. Сальников, А.А. Лимаев, К.В. Мезина, К.Н. Шустова, А.Г. Федорук, В. Борисов, Е.А. Кузнецов, В.П. Букин, М.С. Сборнов, К.К. Ткаченко, А.Д. Белокопытов, В.Н. Егоров, М.А. Горшенин, Л.М. Советникова, М.И. Фирсова, Н.А. Романычева, М. Тимошин, Р.Г. Голубев, Т.А. Дмитриев, П.В. Любичев и другие.
Коллектив кафедры с благодарностью вспоминает коллег, которые ушли из жизни: профессоров В.Б. Цимбалина, Ю.П. Новикова, Г.И. Гавриленко, Е.В. Михайловского, С.В. Рукавишникова, И.Н. Успенского, А.А. Мельникова, доцентов К.И. Шуртыгина, Л.С. Синельникова, З.И. Талантову, В.В. Коняшова, старшего научного сотрудника ОНИЛВМ, кандидата технических наук В.И. Панова, старшего преподавателя М.И. Киселева, ассистента В.С. Никулина, заведующих лабораторией П.А. Малышева, С.Ю. Волкова, инженера А.И. Сандлера, старшего лаборанта Е.П. Лаврова, лаборантов А.А. Крылова, Ю.Н. Волкова, А.В. Сальникова, Л.М. Советникову, К.В. Мезину, К.Н. Шустову, К.Д. Лебедеву и других.
В настоящее время на кафедре работает 29 штатных преподавателей, в числе которых пять профессоров, докторов технических наук: Л.Н. Орлов, Л.В. Барахтанов, В.В. Беляков, В.Н. Кравец, А.А. Аникин; три профессора, кандидата технических наук: Н.Б. Веселов, В.И. Песков, Б.В. Савинов, 11 доцентов, кандидатов технических наук: А.А. Алипов, А.Н. Блохин, А.М. Грошев, П.Е. Дмитриев, Д.В. Зезюлин, К.Я. Лелиовский, В.С. Макаров, В.П. Могутнов С.М. Огороднов, Д.В. Соловьев, А.В. Тумасов; 4 старших преподавателей: С.А. Багичев, А.Л. Безруков, А.С. Вашурин, Е.В. Кочанов, В.В. Шатилов; ассистенты: А.М. Беляев, А.В. Герасин, С.Ю. Костин, П.С. Рогов, Д.В. Шестоперов.
Учебно-вспомогательный состав кафедры состоит из заведующего лабораторией А.Ю. Чуева, ведущего инженера Л.Ю. Винокурова, инженера А.В. Герасина, в.к.р. Б.В. Реутова и четырёх лаборантов на 0,5 ставки из числа студентов.