Орлов Лев Николаевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили и тракторы» Работает на кафедре «Автомобили и тракторы» с 1968 г., в том числе 42 года на преподавательских должностях. Он успешно сочетает педагогическую работу с научно-исследовательской работой в направлении повышения безопасности, прочности и долговечности кабин, кузовов автомобилей и автобусов.
|
|
Кравец Владислав Николаевич, профессор кафедры «Автомобили и тракторы», доктор технических наук.
Награды: медаль «За трудовую доблесть», знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», нагрудный знак «Заслуженный работник высшей школы», нагрудный знак «Лауреат премии г. Н. Новгорода», почетные грамоты и благодарственные письма областных, городских, районных органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций.В 1962 г. окончил ГПИ с отличием с присвоением квалификации инженера-механика по специальности «Автомобили и тракторы». По распределению был направлен на кафедру «Автомобили» ГПИ, где работал в должностях ассистента (1962-1968 гг.), старшего преподавателя (1968-1971гг.), доцента (1971-1992 гг.) и с 1992 года работает профессором кафедры.Работу преподавателя он практически постоянно совмещал с общественной, административной или научно-технической работой. Так, он был заместителем декана машиностроительного факультета (1973-1974 гг.), работал деканом машиностроительного (в последствии автомобильного) факультета (1974-82 гг. и 1990-96 гг.), был начальником учебно-методического управления – заместителем проректора по учебной работе (1982-86 гг.), проректором по целевой индивидуальной подго-товке специалистов (ЦИПС, 1985-92 гг.). В холдинге «Техносервис» он работал начальником бюро сертификации и заместителем генерального директора по качеству и сертификации (1995-2005 гг.). В ЦБДДТЭ НГТУ он является ведущим специалистом (с 1996 г.), в НП «ИНСАТ» НГТУ он начальник отдела научно-технической информации (с 2006 г.).Автор 597 трудов, в том числе 304 печатных. Среди опубликованных работ 3 учебника, 25 учебных пособий, 14 научно-популярных и исторических книг и брошюр, 43 методические разработки, 23 охранных документа, 114 статей, 78 тезисов докладов, из них в высокорейтинговых изданиях – 5 статей.
|
|
1. Проектирование, исследования, эксплуатация, маркетинг и безопасность транспортных систем (руководители и ответственные исполнители тем – д.т.н., профессор Л.Н. Орлов, д.т.н., профессор В.Н.Кравец, к.т.н., профессор В.И. Песков, к.т.н., доцент А.М. Грошев, к.т.н., доцент С.М. Огороднов, к.т.н., доцент Блохин А.Н., к.т.н., доцент Тумасов А.В., к.т.н., доцент Лелиовский К.Я., к.т.н., доцент Вашурин А.С., к.т.н., доцент Багичев С.А., к.т.н., доцент Рогов П.С.) по следующим основным тематикам:
• комплексная оценка, повышение прочности и безопасности кузовных конструкций автотранспортных средств на стадии проектирования и доводки;
• повышение устойчивости и управляемости специализированных автотранспортных средств (САТС);
• повышение надежности тормозных механизмов транспортно-технологических машин;
• разработка технологии проведения инструментального контроля технического состояния транспортных средств на диагностических линиях;
• комплексная оценка свойств, оптимизация конструктивных параметров и эксплуатационных характеристик автомобилей с целью повышения их конкурентоспособности;
• разработка экологически безопасных транспортных средств.
Материалы и результаты по данному направлению используются в учебном процессе в дисциплинах: «Проектирование автомобиля»; «Конструирование и расчет автомобиля»; «Теория автомобиля»; «Теория автоматических систем автомобиля и трактора»; «Основы проектирования кузовных конструкций, теории наземных машин, диагностики и автотехнической экспертизы»; «САПР автомобиля и трактора»; «Строительная механика автомобиля»; «Технические основы безопасности и надежности»; «Прочность и безопасность кузовных конструкций».
2. Проектирование и исследования специальной транспортно-технологической, вездеходной техники и специального оборудования (руководители и ответственные исполнители тем – д.т.н., профессор Л.В. Барахтанов, д.т.н., профессор В.В. Беляков, д.т.н., профессор А.А. Аникин, к.т.н., доцент Алипов А.А., к.т.н., к.т.н., доцент Блохин А.Н., доцент П.Е. Дмитриев, к.т.н., доцент Макаров В.С., к.т.н., доцент Зезюлин Д.В.) по следующим основным тематикам:
• разработка конструкций и экспериментальные исследования гусеничных машин с экологически безопасным движителем;
• разработка теории взаимодействия эластичных движителей с деформируемым полотном пути и ее реализация при повышении проходимости специальных машин по снегу;
• исследование взаимодействия шагающих аппаратов с грунтовым основанием.
Материалы и результаты по данному направлению используются в учебном процессе в дисциплинах: «Основы проектирования кузовных конструкций, теории наземных машин, диагностики и автотехнической экспертизы»; «Спец. главы «Теория и расчет автомобиля»; «Динамика автомобиля»; «Динамика и прочность транспортно-технологических машин»; «Взаимодействие движителей с полотном пути и подвижность ТТМ»; «Компьютерное моделирование процессов взаимодействия транспортных машин с дорогой».
Коллектив ППС кафедры «Автомобили и тракторы» совместно с коллективами НОЦ АМИ «Транспорт», НИЛ ТИС регулярно принимают участие в открытых конкурсах Министерства образования и науки РФ, проводимых в рамках Федеральных целевых программ.
К примеру, в 2012 г. исследователи АМИ НГТУ совместно с молодыми исследователями из других вузов и научных организаций выполняли поисковые научные НИР по теме: «Разработка инновационных методов проектирования на основе исследования динамических процессов механических систем наземных транспортных средств» (государственный контракт №14.B37.21.0231 от 23.07.2012 г.)
Научно-исследовательская работа была посвящена решению различных проблем:
1. Сравнение результатов теоретического и экспериментального исследования характеристик шин сверхнизкого давления;
2. Разработка пространственной модели криволинейного движения колесного транспортного средства для исследования свойств активной безопасности;
3. Разработка методики выбора оптимальных передаточных чисел трансмиссии для легкого коммерческого автомобиля на основе показателей тяговой динамики и топливной экономичности;
4. Сравнение результатов теоретического и экспериментального исследования процессов взаимодействия колесного движителя на шинах сверхнизкого давления при движении по опорной поверхности с низкой несущей способностью;
5. Сравнение результатов теоретических и экспериментальных исследований процессов, протекающих в многоступенчатой коробке передач с автоматизированным управлением при переключении передач;
6. Сравнение теоретических и экспериментальных исследований показателей тяговой динамики и энергоэффективности коммерческого электромобиля;
7. Разработка концепции мехатронной системы управления универсальным спасательным средством, обладающей средствами автономной навигации;
8. Разработка концепции универсального коллективного спасательного средства с роторно-винтовым движителем для Арктического шельфа, основанной на исследованиях динамических процессов взаимодействия движителя с опорным основанием;
9. Исследование механики деформирования каркаса гоночного болида класса Формула-Студент;
10. Исследование механики разрушения кузовов автобусов в условиях опрокидывания по результатам компьютерного моделирования и натурных испытаний.
Цель ПНИР – получение значимых научных результатов мирового уровня, по научному направлению «Математика, механика, информатика», необходимых для создания наземных транспортных средств следующих поколений по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы».
Выполненная поисковая НИР является актуальной и своевременной, поскольку она затрагивает один из самых важных вопросов в автомобильной отрасли, связанный с разработкой методов проектирования наземных транспортных средств (автомобилей, вездеходной техники, универсальных многоцелевых транспортных средств).
Результаты ПНИР внедрены в образовательный процесс кафедры «Автомобили и тракторы»: для бакалавров и магистров по направлению 190100 "Наземные транспортно-технологические комплексы" и специалистов по специальности 190109 "Наземные транспортно-технологические средства".
В 2013г. в рамках направления №2.3.1 Развитие инфраструктуры научных исследований в области автомобилестроения реализуется комплексный проект «Создание высокотехнологичного производства экологичных ресурсосберегающих легких коммерческих автомобилей», в котором НГТУ является головным соисполнителем.
Данное мероприятие обусловлено победой НГТУ (совместно с ООО «Автомобильный завод «ГАЗ») в открытом публичном конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218).
Между АЗ ГАЗ и Минобрнауки России заключен договор № 02.G25.31.0006 от 12.02.2013 г., предметом которого является предоставление Минобрнауки России субсидии из федерального бюджета в объеме 300 000 000 (Триста миллионов) руб., направляемых АЗ ГАЗ на возмещение затрат по комплексному проекту, связанных с работами, выполняемых НГТУ. Между АЗ ГАЗ и НГТУ заключен договор № ДУ02/0030/АЗГАЗ/13 от 08.02.2013 г. с дополнительными соглашениями №1 от 14.02.2013г. и №2 от 04.03.2013г. на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Целью комплексного проекта является развитие кооперации между НГТУ, АЗ «ГАЗ», другими организациями реального сектора экономики, а также ведущими зарубежными университетами и научными центрами при создании высокотехнологичного производства легких коммерческих автомобилей, отвечающих современным требованиям по пригодности к утилизации, и с двигателями, удовлетворяющими современным экологическим нормам.
Основной целью выполнения НИОКР по договору, заключенного между НГТУ и АЗ ГАЗ является повышение конкурентоспособности автомобилей марки ГАЗ, а также обеспечение принципиального нового уровня экологической безопасности этих автомобилей при условии сохранения приемлемых потребительских свойств (тягово-скоростных, свойств активной и пассивной безопасности, тормозных свойств, управляемости и устойчивости и др.).
Реализация НИОКР способствует достижению следующих результатов:
1. Создание нового модельного ряда легких коммерческих автомобилей, отвечающих современным требованиям российских и международных нормативных документов;
2. Повышение конкурентоспособности продукции группы ГАЗ на российском и мировом рынках за счет применения наукоемких технологий;
3. Использование результатов деятельности ученых НГТУ в практике АЗ ГАЗ.
Решаются следующие ключевые научно-технические задачи:
– Разработка новых подходов проектирования автомобиля с учетом международных требований утилизации;
– Разработка новых методик адаптации двигателей класса Евро5 на легких коммерческих автомобилях;
– Имитационное моделирование процессов работы узлов и агрегатов автомобиля (расчетная оценка прочности, безопасности, долговечности);
– Поиск новых решений в области применения неметаллических компонентов, отвечающих требованиям утилизации, прочности и долговечности, в конструкции транспортного средства;
– Лабораторно-дорожные испытания легких коммерческих автомобилей;
– Оценка полноты решения задач и эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем. Разработка программы внедрения результатов НИР в производственный процесс;
– Создание и испытание опытных образцов новых автомобилей.
В целях повышения эффективности и результативности выполнения отдельных видов работ НГТУ привлекает соисполнителей ООО «Объединенный инженерный центр» (далее ООО «ОИЦ») и Научно-исследовательскую аэрокосмическую лабораторию Королевства Нидерланды (далее NLR). Данные организации являются ведущими инжиниринговыми центрами, обладающими всеми необходимыми условиями и компетенциями в области конструкторско-технологических работ, имеющими опытное производство и оборудование для проведения испытаний, а также владеющими современными методами организации и планирования процессов разработки инновационных изделий.
Привлечение ООО «ОИЦ» необходимо для выполнения следующего комплекса работ:
– разработка конструкторской документации на разрабатываемые узлы и агрегаты легкого коммерческого автомобиля;
– изготовление опытных образцов узлов, агрегатов и транспортных средств;
– проведение стендовых и дорожных испытаний узлов, агрегатов и комплектных транспортных средств.
Привлечение NLR является важным с точки зрения освоения и внедрения передовых технологий проектирования неметаллических компонентов, поскольку ученые лаборатории имеют богатый опыт использования термопластов для авиационной и космической отраслей, а также для автомобильной промышленности. Лаборатория NLR привлекается для разработки уникальных технологий и материалов, обеспечивающих экологичность и безопасность транспортных средств. Ключевым направлением исследований, выполняемых совместно с учеными из Голландии, является разработка перспективных решений в области применения композитов в конструкции легких коммерческих транспортных средств. Использование современных неметаллических материалов (легких и прочных) позволит снизить массу транспортного средства, обеспечив при этом высокий уровень прочности и пассивной безопасности. Кроме этого, применение композитов является целесообразным с точки зрения утилизации, поскольку в этом случае обеспечивается относительно легкая разборка элементов конструкции, и обеспечивается возможность использования современных технологий переработки. Сотрудничество НГТУ с лабораторией NLR позволит внедрить передовой европейский опыт по созданию неметаллических компонентов для транспортных средств в практику A3 ГАЗ, а также будет способствовать повышению уровня научно-технических разработок НГТУ.
Электронная база данных методических указаний к лабораторным работам, курсовым работам, курсовым проектам и выпускным работам по кафедре «Автомобили и тракторы» для студентов бакалавриата и магистратуры 190100.62 «Наземные транспортно-технологические комплексы» студентов специальности 190109.65 «Наземные транспортно-технологические средства», специализация автомобиля и трактора для студентов бакалавриата по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» профиля «Автомобильный сервис»
На кафедре традиционно уделяется первостепенное внимание развитию учебно-методической работы и повышению педагогического мастерства преподавателей.
С этой целью были разработаны учебные планы и программы учебных дисциплин подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров дневной формы обучения по ФГОС ВПО третьего поколения и ведётся работа по переходу на ФГОС ВПО четвёртого поколения.
В 2000 г. кафедра перешла на обучение бакалавров, дипломированных специалистов и магистров по второму поколению Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а в 2011 году – по ФГОС ВПО третьего поколения. Для реализации учебного плана подготовки на кафедре были сформированы циклы специальной подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов. В 2015-2016 годах кафедра перешла на обучение по государственным образовательным стандартам поколения 3+.
Большое число новых дисциплин, включенных в учебные планы третьего поколения, стало возможным благодаря тому, что их содержание явилось результатом многолетних научных исследований и методических разработок ведущих ученых кафедры, а также привлекаемых к педагогическому процессу работников промышленных и научно-исследовательских организаций.
В учебном процессе кафедры широко используется вычислительная техника. Создан класс персональных ЭВМ на девять рабочих мест и оборудована специализированная аудитория на семь рабочих мест. При изучении специальных дисциплин, выполнении выпускных работ бакалавров, курсовых и дипломных проектов, магистерских диссертаций используются современные программные пакеты и комплексы. Все дипломные проекты и выпускные квалификационные работы студенты выполняют с применением ЭВМ.
Кафедра активно использует новые формы и методы обучения, а также средства активизации познавательной деятельности студентов: автоматизированные системы обучения, системы контроля текущих знаний, сквозную практическую подготовку обучающихся и др. Достаточно хорошо поставлена научно-исследовательская работа студентов. Все выпускники кафедры при защите дипломных проектов представляют отчеты о выполненной научно-исследовательской работе. Наиболее одаренные и трудолюбивые студенты после окончания бакалавриата поступают в магистратуру кафедры и заканчивают ее защитой магистерской диссертации.
Ежегодный приём в магистратуру на конкурсной основе составляет 10-12 человек.
На кафедре работает методическая комиссия, главной целью которой является координация деятельности социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и выпускающих специальных кафедр по обеспечению системного подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов.
Преподавательский коллектив кафедры традиционно уделяет большое внимание обеспечению учебного процесса учебно-методической литературой. Высокая квалификация и авторитет преподавателей кафедры в вузах страны позволили им разработать учебники и учебные пособия, которые рекомендованы и допущены Министерствами и Учебно-методическими объединениями для обучения студентов специальности во всех вузах страны и ближнего зарубежья.
Все дисциплины кафедры, все виды проектирования и производственных практик достаточно полно обеспечены учебно-методическими разработками. Кафедра приняла решение считать стратегическим направлением обеспечения учебного процесса учебно-методической литературой на период 2014-2018 годы разработку ее электронных версий и составила перспективный план издательской деятельности на указанный период.