ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

Известные выпускники:

А.Л. Рахманов – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
Е.М. Кудряшов – заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга РФ
К.Ф. Катушев – первый секретарь Горьковского обкома КПСС, секретарь ЦК КПСС, заместитель Председателя Совета Министров СССР, посол СССР на Кубе, Председатель Госкомитета по внешним экономическим связям, Министр внешних экономических связей СССР;
Н.И. Масленников – первый секретарь Горьковского обкома КПСС, заместитель Председателя Совета Министров РСФСР, Председатель Госплана РСФСР;
В.Ф. Богатиков – секретарь ВЦСПС;
Н.А. Пугин – Министр автомобильной промышленности СССР, президент департамента «Автосельхозмашхолдинг», президент ОАО «ГАЗ»;
А.К. Малыгин – директор АО «Этна»;
А.Д. Просвирнин, И.С. Мухин, Ю.В. Кудрявцев, В.Л. Четвериков – главные конструкторы ОАО «ГАЗ»;
А.М. Бутусов, О.В. Филимонов - конструкторы грузовых автомобилей ОАО «ГАЗ»;
Н.А. Юшманов, В.Н. Носаков, С.А. Батьянов - конструкторы легковых автомобилей ОАО «ГАЗ»;
Е.М. Мурашкин, А.Г. Масягин, Ю.Н. Королев - конструкторы серийных автомобилей ОАО «ГАЗ»;
Г.Ф. Анисимов - конструкторы шасси ОАО «ГАЗ»;
Р.П. Шкапин, С.М. Киселев - коструторы кузовов ОАО «ГАЗ»;
С.И. Плехович, С.С. Кузнецов - конструкторы электрооборудования ОАО «ГАЗ»;
Ю.В. Тихонов, Г.И. Матиашвили - конструткоры доводки и испытаний автомобилей ОАО «ГАЗ»;
В.С. Тюрин, П.А. Мертц  - заместители главного конструктора ОАО «ГАЗ»;
И.А.Фролов – зам. технического директора по САПР ОАО «ГАЗ»;
В.Ф. Черканов – гл. конструктор УАЗ;
Л.И. Добрых – главный конструктор БелАЗа;
Ю.А. Шпак – главный конструктор Брянского автозавода;
В.С. Соловьев – главный конструктор ВАЗа;
А.С. Кудрявцев – зам. технического директора ОАО «ГАЗ»;
В.В. Копалкин – генеральный директор Арзамасского машиностроительного завода;
С.И. Жбанников, Б.К. Кузнецов, Н.Б. Софонов – главный инженер и главные конструкторы ОАО «Павловский автобус»;
В.А. Колтунов – зам. главного конструктора по САПР ОАО «Павловский автобус»;
А.В. Пономарев – главный конструктор ЦНИИ «Буревестник»;
А.К. Малыгин – генеральный директор завода «Красная Этна»;
П.П. Чалов – главный конструктор ОАО «Борское стекло»;
А.М. Нужин – генеральный директор ЗЗГТ;
Ю.И. Шалабин – главный специалист СЭВ;
А.А. Заплаткин – зам. главного конструктора завода им. Дегтярева (г. Ковров)
Ю.И. Багин – ректор, профессор, д.т.н., заведующий кафедрой «Автомобили и тракторы» Уральского лесотехнического института;
В.Н. Кравец – проректор по ЦИПС НГТУ, декан, д.т.н., профессор;
В.П. Могутнов – проректор по учебно-воспитательной работе НГТУ, доцент, к.т.н.;
В.В. Беляков – зам. проректора по НИР НГТУ, д.т.н., профессор;
Г.И. Гавриленко, В.И. Песков, Б.В. Савинов – деканы автомобильного факультета НГТУ;
Л.Г. Лавров, А.А. Мельников – заведующие кафедрой «Автомобильный транспорт» НГТУ;
А.П. Куляшов – заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» НГТУ, профессор, д.т.н.;
Е.В. Михайловский, Е.Я. Тур – заведующие кафедрой «Тракторы и автомобили» НГСХА, профессора, к.т.н.;
А.М. Грошев – директор ИТС, научный руководитель Центра безопасности дорожного движения и технической экспертизы НГТУ, доцент, к.т.н.;
А.А. Аникин – начальник НИЛ Транспортных машин и транспортно-технологических комплексов НГТУ, д.т.н., доцент.

Выпускники, окончившие кафедру с отличием:

1946 г.: Маличева И.Н., Яблокова И.К.
1949 г.: Синельников А.С.
1951 г.: Миленышев Б.С., Стрельцов А.И.
1952 г.: Башкиров Л.П., Иванов В.А., Пейсаховский М.Э., Помосов Е.А., Сопляков М.Л., Спирин А.П.
1953 г.: Бельтюков А.К., Гуськов Г.Ф., Заворотный Р.Г., Завосленков Ф.С., Зашивалов Н.Н., Золотарев Л.А., Кондратьев Г.И., Локтев Ф.И., Михайлов Д., Папулов А.Д., Пестряков Ю.В., Попков А.И., Селиверстов Е.Н., Соловьев Ю.А., Щеголенков Н.П., Штейнберг М.И., Штритер Г.В., Хлоптов Г.И.
1954 г.: Бутусов Г.К., Васильев В.Д., Ганев П.Л., Гребенщиков А.Я., Егоров А.А., Ефремов В.Н., Золотарев В.В., Ким А., Лопаткин В.М., Мамутин В.М., Матвеев М.И., Мельников А.А., Самыкин Г.А., Печинко В.А., Ушаков Ю.Л., Небышев Г.М., Черногубова Л.Н.
1955 г.: Бандин Б.И., Бортовой В.Д., Дворянинов Н.В., Доротченков Б.В., Добрых Л.И., Докукин Ю.И., Лиокумович Л.Я., Манцев С.П., Полев Ю.М., Пырванов П.А., Спасов В.Л.
1956 г.: Белаш А.И., Вараксин Ю.Б., Винокуров А.В., Воронин Ю.А., Зильперт А.Л., Ёжа Л., Илошвай Л., Курсаков А.И., Малыгин В.К.,
Степанов В.Л., Хома В., Шобанов В.Д.
1957 г.: Дубков В.Б., Малявин В.М., Михайлов Г.В., Рождественский, Саяпин А.Т., Федосеев, Шабалин Ю.Г.
1958 г.: Рудык М.Г., Семенов В.К., Серов Б.А., Староверова Н.А., Степанов С.Н.
1959 г.: Дзьонь А.С., Евсикова В.Г., Казюханов В.Ф., Климин Ю.В., Меркулов И.Л., Тимофеев Б.Д.
1960 г.: Шишлов А.Д.
1961 г.: Антонов О.Е., Косов В.П.
1962 г.: Горшенин А.С., Константинов А.И., Кравец В.Н., Ларионов Л.В., Чалов Н.И.
1963 г.: Курилов В.Н., Швачкин Д.И.
1964 г.: Белов С.А., Ершов В.И., Мешков А.И., Песков В.И.
1965 г.: Мосин А.И.
1969 г.: Грушин М.П., Курочкин С.А.
1971 г.: Горбунова Р.А., Ражев И.А., Руденко Е.И.
1973 г.: Симкин П.И.
1974 г.: Могутнов В.П., Морозов Е.А., Чистяков А.Ю.
1976 г.: Базаров А.Л., Гущин А.Н.
1977 г.: Князев А.В., Лазурин Г.Ю., Сизин А.В., Фильченков В.Е., Юдаш К.В.
1978 г.: Борцов И.В., Злобин А.Ф., Клюев Н.А., Лильбок А.Э., Пименов С.Ю.
1979 г.: Баландин В.А., Гулькин Н.В., Лапкин И.И., Потапов В.В.
1980 г.: Канатов Ю.С., Малеин Б.В., Малеин С.В., Ольхов В.Е., Яблонцев В.Г.
1981 г.: Коган Е.Е., Ланцов Ю.Г., Рябков А.И.
1982 г.: Дурнов Н.С., Золин Д.Е., Кудряшов Е.М.
1983 г.: Гладков Е.В., Поднебеснов С.А., Шокуров В.В.
1984 г.: Дубов И.В., Зыкова М.Б., Мараханов В.В., Пашков Б.Н., Слепнев П.Ф.
1985 г.: Гуткин А.С., Ляпнев Е.А., Медянцева Е.В.
1986 г.: Курсаков С.А., Леванов Л.А., Окунев С.А., Рахманов А.Л.
1987 г.: Аникин А.А., Анцыгина Е.В., Чирканов А.В.
1988 г.: Бессонов В.Н., Жураковский В.П., Королев Ю.Н., Феоктистов М.Н., Шелоков Д.Е., Сафронова Г.А.
1990 г.: Миулин И.П.
1991 г.: Ткаченко Д.К., Лисицкий О.В., Муравьев А.С., Галков А.Л.
1992 г.: Воскобойников А.В., Минин С.В., Кудашов А.Н., Чекодаев А.А.
1993 г.: Ческин А.Л., Лукашенко В.В.
1994 г.: Заварзин А.В., Чечерин А.А., Миронов Л.В.
1995 г.: Архипов А.В., Локтионов А.М., Карев Р.В., Кочанов Е.В.
1996 г.: Безруков А.Л., Рябов Г.А., Сабуров П.М., Соловьев Д.В., Максимов О.А.
1997 г.: Гуров А.А., Бочаров М.В., Тутуев С.Ю., Чистов Д.В., Лесохин Р.В.
2000 г.: Сорокин А.А., Ляшенко А.Н., Стеклянский Д.Д., Хорычев А.А.
2001 г.: Березкин А.И., Семаев С.Н., Розин Д.В., Мочалов С.П., Кузнецов С.А., Захарова Т.В.
2002 г.: Зайцев А.С., Лемехов А.И., Воронов С.В., Гребнев С.Л., Доброхотов А.В., Иванов М.В., Ушаков А.Е., Федоров И.С., Шестоперов Д.В., Приказчиков С.Е., Блохин А.Н.
2004 г.: Исламов В.М.
2005 г.: Воронков О.В., Грачева Е.В., Киселев Д.В., Попов В.О., Торунов С.Л., Тумасов А.В., Денисов Ю.В., Гуляков А.В., Бузанов С.В., Козловикова А.В.
2006 г.: Суслин М.А., Шеболков А.Н., Наумов Е.А., Шалявин Е.Л., Макаров В.С.
2007 г.: Шумов С.Д., Стародубова И.В., Миронова Е.А., Фролова С.М., Егоров М.А., Малявина Н.В.
2008 г.: Дараев А.А., Евдокимов А.В., Петров П.С., Опарин А.В., Галявин А.А.
2009 г.: Гапонов А.Г., Бикташев С.Р., Шаров Д.В. 
orlov

Орлов Лев Николаевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили и тракторы»

Работает на кафедре «Автомобили и тракторы» с 1968 г., в том числе 42 года на преподавательских должностях. Он успешно сочетает педагогическую работу с научно-исследовательской работой в направлении повышения безопасности, прочности и долговечности кабин, кузовов автомобилей и автобусов.
Начиная с 1970 года, Орлов Л.Н. ведет лабораторные и практические занятия со студентами, руководит курсовым и дипломным проектированием, выпускными работами бакалавров и магистров. С 1990 года по настоящее время читает лекции по дисциплинам «Технические основы безопасности и надежности автомобиля», «Строительная механика автомобиля», «Основы проектирования кузовов, теории многоцелевых наземных транспортных машин, диагностики и автотехнической экспертизы», «Прочность и безопасность кузовных конструкций».
В 1981 г. проходил научную стажировку в Италии в Неапольском университете. Принимал участие в научной конференции во Франции в 1998 г.. В 1999 г. находился в научной командировке на автобусных предприятиях США.
Орлов Л.Н. – один из ведущих учёных страны в области исследования пассивной безопасности и прочности кузовных конструкций автотранспортных средств.
Участие в НИР:
ЕЗН № 601 «Разработка теории безопасных наземных транспортных машин и транспортно-технологических комплексов на основе интеллектуальных систем управления» (научный руководитель, 4,8 млн. руб.)
Договор №11006-11 от 11.04.2011г. «Исследование применимости пакета программ ЛЭГАК-ДК для анализа напряженно-деформированного состояния кузовных конструкций, секций и силовых элементов автомобильной техники» (научный руководитель, 3,0 млн. руб.)
Договор №13089-12 от 11.01.2012г. «Разработка технологии применения пакета программ ЛЭГАК-ДК для анализа прочности и пассивной безопасности комплектного транспортного средства» (научный руководитель, 4,9 млн. руб.)
Договор № ДУ02/0030/АЗГАЗ/13 от 08.02.2013 г. «Создание высокотехнологичного производства экологичных ресурсосберегающих легких коммерческих автомобилей»
(отв. исполнитель, 300 млн. руб.)
Он автор 182 научных и учебно-методических печатных работ, в том числе публикаций в высокорейтинговых изданиях 18, количество публикаций в базе РИНЦ – 18, количество цитирований – 38, индекс Хирша – 3. Результаты его исследований внедрены в ОАО «Павловский автобус», ОАО «СЕМАР», ОАО «НефАЗ», Группе ГАЗ, ОАО «Автоваз», ООО «Чайка-сервис», ООО «Пеленг», ООО «КОМ», ООО «Автофургон», НП ИНСАТ, ЗАО «Транспорт».
Он является членом УМО по автотракторному образованию, учёным секретарём диссертационного совета Д 212.165.04, членом Учёных советов НГТУ и Института транспортных систем НГТУ.
Владеет итальянским, английским языками.
Награды: Знак Министерства образования и науки РФ «Почётный работник высшего профессионального образования РФ», почетный диплом губернатора Нижегородской области, почётные грамоты администрации г. Нижнего Новгорода и Учёного совета НГТУ.
Наличие патентов:
6 авторских свидетельств СССР, 1 патент на полезную модель РФ.
Хобби – подводная охота, собирание грибов.

 

 kravec Кравец Владислав Николаевич, профессор кафедры «Автомобили и тракторы», доктор технических наук.
Награды: медаль «За трудовую доблесть», знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», нагрудный знак «Заслуженный работник высшей школы», нагрудный знак «Лауреат премии г. Н. Новгорода», почетные грамоты и благодарственные письма областных, городских, районных органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций.
В 1962 г. окончил ГПИ с отличием с присвоением квалификации инженера-механика по специальности «Автомобили и тракторы». По распределению был направлен на кафедру «Автомобили» ГПИ, где работал в должностях ассистента (1962-1968 гг.), старшего преподавателя (1968-1971гг.), доцента (1971-1992 гг.) и с 1992 года работает профессором кафедры.
Работу преподавателя он практически постоянно совмещал с общественной, административной или научно-технической работой. Так, он был заместителем декана машиностроительного факультета (1973-1974 гг.), работал деканом машиностроительного (в последствии автомобильного) факультета (1974-82 гг. и 1990-96 гг.), был начальником учебно-методического управления – заместителем проректора по учебной работе (1982-86 гг.), проректором по целевой индивидуальной подго-товке специалистов (ЦИПС, 1985-92 гг.). В холдинге «Техносервис» он работал начальником бюро сертификации и заместителем генерального директора по качеству и сертификации (1995-2005 гг.). В ЦБДДТЭ НГТУ он является ведущим специалистом (с 1996 г.), в НП «ИНСАТ» НГТУ он начальник отдела научно-технической информации (с 2006 г.).
Автор 597 трудов, в том числе 304 печатных. Среди опубликованных работ 3 учебника, 25 учебных пособий, 14 научно-популярных и исторических книг и брошюр, 43 методические разработки, 23 охранных документа, 114 статей, 78 тезисов докладов, из них в высокорейтинговых изданиях – 5 статей.
23 охранных документа: 8 авторских свидетельств СССР, 1 патент на изобретение РФ, 2 патента на промышленные образцы РФ, 12 свидетельств и патентов на полезные модели РФ.
Хобби: чтение художественной литературы, изучение творчества А.С. Пушкина, путешествия, плавание, коллекционирование книг и значков, ведение профессионального и семейного фото- и видеоархива, дом в садоводческом товариществе.
Область научных интересов: исследование эксплуатационных свойств, разработка научных основ проектирования, совершенствование конструкций колёсных машин.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Электронная база данных методических  указаний к лабораторным работам, курсовым работам, курсовым проектам и выпускным работам  по кафедре «Автомобили и тракторы» для студентов бакалавриата и магистратуры 190100.62  «Наземные транспортно-технологические комплексы» студентов специальности 190109.65  «Наземные транспортно-технологические средства», специализация автомобиля и трактора для студентов бакалавриата по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» профиля «Автомобильный сервис»

На кафедре традиционно уделяется первостепенное внимание развитию учебно-методической работы и повышению педагогического мастерства преподавателей.
С этой целью были разработаны учебные планы и программы учебных дисциплин подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров дневной формы обучения по ФГОС ВПО третьего поколения и ведётся работа по переходу на ФГОС ВПО четвёртого поколения.

В 2000 г. кафедра перешла на обучение бакалавров, дипломированных специалистов и магистров по второму поколению Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а в 2011 году – по ФГОС ВПО третьего поколения. Для реализации учебного плана подготовки на кафедре были сформированы циклы специальной подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов. В 2015-2016 годах кафедра перешла на обучение по государственным образовательным стандартам поколения 3+.

Большое число новых дисциплин, включенных в учебные планы третьего поколения, стало возможным благодаря тому, что их содержание явилось результатом многолетних научных исследований и методических разработок ведущих ученых кафедры, а также привлекаемых к педагогическому процессу работников промышленных и научно-исследовательских организаций.

В учебном процессе кафедры широко используется вычислительная техника. Создан класс персональных ЭВМ на девять рабочих мест и оборудована специализированная аудитория на семь рабочих мест. При изучении специальных дисциплин, выполнении выпускных работ бакалавров, курсовых и дипломных проектов, магистерских диссертаций используются современные программные пакеты и комплексы. Все дипломные проекты и выпускные квалификационные работы студенты выполняют с применением ЭВМ.

Кафедра активно использует новые формы и методы обучения, а также средства активизации познавательной деятельности студентов: автоматизированные системы обучения, системы контроля текущих знаний, сквозную практическую подготовку обучающихся и др. Достаточно хорошо поставлена научно-исследовательская работа студентов. Все выпускники кафедры при защите дипломных проектов представляют отчеты о выполненной научно-исследовательской работе. Наиболее одаренные и трудолюбивые студенты после окончания бакалавриата поступают в магистратуру кафедры и заканчивают ее защитой магистерской диссертации.

Ежегодный приём в магистратуру на конкурсной основе составляет 10-12 человек.

На кафедре работает методическая комиссия, главной целью которой является координация деятельности социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и выпускающих специальных кафедр по обеспечению системного подхода к подготовке высококвалифицированных специалистов.
Преподавательский коллектив кафедры традиционно уделяет большое внимание обеспечению учебного процесса учебно-методической литературой. Высокая квалификация и авторитет преподавателей кафедры в вузах страны позволили им разработать учебники и учебные пособия, которые рекомендованы и допущены Министерствами и Учебно-методическими объединениями для обучения студентов специальности во всех вузах страны и ближнего зарубежья.

Все дисциплины кафедры, все виды проектирования и производственных практик достаточно полно обеспечены учебно-методическими разработками. Кафедра приняла решение считать стратегическим направлением обеспечения учебного процесса учебно-методической литературой на период 2014-2018 годы разработку ее электронных версий и составила перспективный план издательской деятельности на указанный период.

Научная работа на кафедре ведется по следующим направлениям:

1. Проектирование, исследования, эксплуатация, маркетинг и безопасность транспортных систем (руководители и ответственные исполнители тем – д.т.н., профессор Л.Н. Орлов, д.т.н., профессор В.Н.Кравец, к.т.н., профессор В.И. Песков, к.т.н., доцент А.М. Грошев, к.т.н., доцент С.М. Огороднов, к.т.н., доцент Блохин А.Н., к.т.н., доцент Тумасов А.В., к.т.н., доцент Лелиовский К.Я., к.т.н., доцент Вашурин А.С., к.т.н., доцент Багичев С.А., к.т.н., доцент Рогов П.С.) по следующим основным тематикам:

• комплексная оценка, повышение прочности и безопасности кузовных конструкций автотранспортных средств на стадии проектирования и доводки;
• повышение устойчивости и управляемости специализированных автотранспортных средств (САТС);
• повышение надежности тормозных механизмов транспортно-технологических машин;
• разработка технологии проведения инструментального контроля технического состояния транспортных средств на диагностических линиях;
• комплексная оценка свойств, оптимизация конструктивных параметров и эксплуатационных характеристик автомобилей с целью повышения их конкурентоспособности;
• разработка экологически безопасных транспортных средств.

Материалы и результаты по данному направлению используются в учебном процессе в дисциплинах: «Проектирование автомобиля»; «Конструирование и расчет автомобиля»; «Теория автомобиля»; «Теория автоматических систем автомобиля и трактора»; «Основы проектирования кузовных конструкций, теории наземных машин, диагностики и автотехнической экспертизы»; «САПР автомобиля и трактора»; «Строительная механика автомобиля»; «Технические основы безопасности и надежности»; «Прочность и безопасность кузовных конструкций».

2. Проектирование и исследования специальной транспортно-технологической, вездеходной техники и специального оборудования (руководители и ответственные исполнители тем – д.т.н., профессор Л.В. Барахтанов, д.т.н., профессор В.В. Беляков, д.т.н., профессор А.А. Аникин, к.т.н., доцент Алипов А.А., к.т.н., к.т.н., доцент Блохин А.Н., доцент П.Е. Дмитриев, к.т.н., доцент Макаров В.С., к.т.н., доцент Зезюлин Д.В.) по следующим основным тематикам:

• разработка конструкций и экспериментальные исследования гусеничных машин с экологически безопасным движителем;
• разработка теории взаимодействия эластичных движителей с деформируемым полотном пути и ее реализация при повышении проходимости специальных машин по снегу;
• исследование взаимодействия шагающих аппаратов с грунтовым основанием.

Материалы и результаты по данному направлению используются в учебном процессе в дисциплинах: «Основы проектирования кузовных конструкций, теории наземных машин, диагностики и автотехнической экспертизы»; «Спец. главы «Теория и расчет автомобиля»; «Динамика автомобиля»; «Динамика и прочность транспортно-технологических машин»; «Взаимодействие движителей с полотном пути и подвижность ТТМ»; «Компьютерное моделирование процессов взаимодействия транспортных машин с дорогой».
Коллектив ППС кафедры «Автомобили и тракторы» совместно с коллективами НОЦ АМИ «Транспорт», НИЛ ТИС регулярно принимают участие в открытых конкурсах Министерства образования и науки РФ, проводимых в рамках Федеральных целевых программ.

К примеру, в 2012 г. исследователи АМИ НГТУ совместно с молодыми исследователями из других вузов и научных организаций выполняли поисковые научные НИР по теме: «Разработка инновационных методов проектирования на основе исследования динамических процессов механических систем наземных транспортных средств» (государственный контракт №14.B37.21.0231 от 23.07.2012 г.)

Научно-исследовательская работа была посвящена решению различных проблем:

1. Сравнение результатов теоретического и экспериментального исследования характеристик шин сверхнизкого давления;
2. Разработка пространственной модели криволинейного движения колесного транспортного средства для исследования свойств активной безопасности;
3. Разработка методики выбора оптимальных передаточных чисел трансмиссии для легкого коммерческого автомобиля на основе показателей тяговой динамики и топливной экономичности;
4. Сравнение результатов теоретического и экспериментального исследования процессов взаимодействия колесного движителя на шинах сверхнизкого давления при движении по опорной поверхности с низкой несущей способностью;
5. Сравнение результатов теоретических и экспериментальных исследований процессов, протекающих в многоступенчатой коробке передач с автоматизированным управлением при переключении передач;
6. Сравнение теоретических и экспериментальных исследований показателей тяговой динамики и энергоэффективности коммерческого электромобиля;
7. Разработка концепции мехатронной системы управления универсальным спасательным средством, обладающей средствами автономной навигации;
8. Разработка концепции универсального коллективного спасательного средства с роторно-винтовым движителем для Арктического шельфа, основанной на исследованиях динамических процессов взаимодействия движителя с опорным основанием;
9. Исследование механики деформирования каркаса гоночного болида класса Формула-Студент;
10. Исследование механики разрушения кузовов автобусов в условиях опрокидывания по результатам компьютерного моделирования и натурных испытаний.

Цель ПНИР – получение значимых научных результатов мирового уровня, по научному направлению «Математика, механика, информатика», необходимых для создания наземных транспортных средств следующих поколений по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы».

Выполненная поисковая НИР является актуальной и своевременной, поскольку она затрагивает один из самых важных вопросов в автомобильной отрасли, связанный с разработкой методов проектирования наземных транспортных средств (автомобилей, вездеходной техники, универсальных многоцелевых транспортных средств).

Результаты ПНИР внедрены в образовательный процесс кафедры «Автомобили и тракторы»: для бакалавров и магистров по направлению 190100 "Наземные транспортно-технологические комплексы" и специалистов по специальности 190109 "Наземные транспортно-технологические средства".

В 2013г. в рамках направления №2.3.1 Развитие инфраструктуры научных исследований в области автомобилестроения реализуется комплексный проект «Создание высокотехнологичного производства экологичных ресурсосберегающих легких коммерческих автомобилей», в котором НГТУ является головным соисполнителем.

Данное мероприятие обусловлено победой НГТУ (совместно с ООО «Автомобильный завод «ГАЗ») в открытом публичном конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218).

Между АЗ ГАЗ и Минобрнауки России заключен договор № 02.G25.31.0006 от 12.02.2013 г., предметом которого является предоставление Минобрнауки России субсидии из федерального бюджета в объеме 300 000 000 (Триста миллионов) руб., направляемых АЗ ГАЗ на возмещение затрат по комплексному проекту, связанных с работами, выполняемых НГТУ. Между АЗ ГАЗ и НГТУ заключен договор № ДУ02/0030/АЗГАЗ/13 от 08.02.2013 г. с дополнительными соглашениями №1 от 14.02.2013г. и №2 от 04.03.2013г. на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Целью комплексного проекта является развитие кооперации между НГТУ, АЗ «ГАЗ», другими организациями реального сектора экономики, а также ведущими зарубежными университетами и научными центрами при создании высокотехнологичного производства легких коммерческих автомобилей, отвечающих современным требованиям по пригодности к утилизации, и с двигателями, удовлетворяющими современным экологическим нормам.
Основной целью выполнения НИОКР по договору, заключенного между НГТУ и АЗ ГАЗ является повышение конкурентоспособности автомобилей марки ГАЗ, а также обеспечение принципиального нового уровня экологической безопасности этих автомобилей при условии сохранения приемлемых потребительских свойств (тягово-скоростных, свойств активной и пассивной безопасности, тормозных свойств, управляемости и устойчивости и др.).

Реализация НИОКР способствует достижению следующих результатов: 

1. Создание нового модельного ряда легких коммерческих автомобилей, отвечающих современным требованиям российских и международных нормативных документов;
2. Повышение конкурентоспособности продукции группы ГАЗ на российском и мировом рынках за счет применения наукоемких технологий;
3. Использование результатов деятельности ученых НГТУ в практике АЗ ГАЗ.

Решаются следующие ключевые научно-технические задачи:

– Разработка новых подходов проектирования автомобиля с учетом международных требований утилизации;
– Разработка новых методик адаптации двигателей класса Евро5 на легких коммерческих автомобилях;
– Имитационное моделирование процессов работы узлов и агрегатов автомобиля (расчетная оценка прочности, безопасности, долговечности);
– Поиск новых решений в области применения неметаллических компонентов, отвечающих требованиям утилизации, прочности и долговечности, в конструкции транспортного средства;
– Лабораторно-дорожные испытания легких коммерческих автомобилей;
– Оценка полноты решения задач и эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем. Разработка программы внедрения результатов НИР в производственный процесс;
– Создание и испытание опытных образцов новых автомобилей.

В целях повышения эффективности и результативности выполнения отдельных видов работ НГТУ привлекает соисполнителей ООО «Объединенный инженерный центр» (далее ООО «ОИЦ») и Научно-исследовательскую аэрокосмическую лабораторию Королевства Нидерланды (далее NLR). Данные организации являются ведущими инжиниринговыми центрами, обладающими всеми необходимыми условиями и компетенциями в области конструкторско-технологических работ, имеющими опытное производство и оборудование для проведения испытаний, а также владеющими современными методами организации и планирования процессов разработки инновационных изделий.

Привлечение ООО «ОИЦ» необходимо для выполнения следующего комплекса работ:

– разработка конструкторской документации на разрабатываемые узлы и агрегаты легкого коммерческого автомобиля;
– изготовление опытных образцов узлов, агрегатов и транспортных средств;
– проведение стендовых и дорожных испытаний узлов, агрегатов и комплектных транспортных средств.

Привлечение NLR является важным с точки зрения освоения и внедрения передовых технологий проектирования неметаллических компонентов, поскольку ученые лаборатории имеют богатый опыт использования термопластов для авиационной и космической отраслей, а также для автомобильной промышленности. Лаборатория NLR привлекается для разработки уникальных технологий и материалов, обеспечивающих экологичность и безопасность транспортных средств. Ключевым направлением исследований, выполняемых совместно с учеными из Голландии, является разработка перспективных решений в области применения композитов в конструкции легких коммерческих транспортных средств. Использование современных неметаллических материалов (легких и прочных) позволит снизить массу транспортного средства, обеспечив при этом высокий уровень прочности и пассивной безопасности. Кроме этого, применение композитов является целесообразным с точки зрения утилизации, поскольку в этом случае обеспечивается относительно легкая разборка элементов конструкции, и обеспечивается возможность использования современных технологий переработки. Сотрудничество НГТУ с лабораторией NLR позволит внедрить передовой европейский опыт по созданию неметаллических компонентов для транспортных средств в практику A3 ГАЗ, а также будет способствовать повышению уровня научно-технических разработок НГТУ.

Кафедра "Автомобили" была основана в Горьковском индустриальном институте в 1935 г. Первым заведующим кафедрой был инженер Н.А. Куняев. В первые годы на кафедре велась подготовка инженеров по специализациям "Автомобили" и "Автомобильные двигатели". До 1939 г. кафедрой руководили известный ученый в области автомобилестроения профессор В.Ю. Гиттис и инженер, в будущем доцент, кандидат технических наук Н.П. Корытников.

cimbalin istВ 1939 году из состава кафедры выделилась как самостоятельное подразделение вуза кафедра "Двигатели внутреннего сгорания" во главе с Н.П. Корытниковым. На заведование кафедрой "Автомобили" по совместительству был приглашен из Москвы доцент, кандидат технических наук Б.С. Фалькевич, в будущем профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, многие годы возглавлявший кафедру "Автомобили" в Московском автомеханическом институте.

Под руководством Б.С. Фалькевича на кафедре работали доценты, кандидаты технических наук В.Б. Цимбалин и Я.И. Бронштейн, ассистенты А.В. Романов, И.М. Федотов и И.Н. Успенский, приглашенный на преподавательскую работу из второго выпуска инженеров кафедры.

Большие перемены произошли в составе кафедры в 1941 г. Все ассистенты кафедры ушли на фронт, Б.С. Фалькевич и Я.И. Бронштейн перешли на работу в другие вузы страны. Кафедру возглавил доцент, в будущем профессор, кандидат технических наук В.Б. Цимбалин.

В.Б. Цимбалин руководил кафедрой непрерывно в течение 37 лет и внес большой вклад в создание материально-технической базы, формирование кадрового состава, становление и развитие учебно-методической и научно-исследовательской работы, подготовку научно-педагогических кадров.

В годы войны на преподавательскую работу на кафедру были приняты выпускники специальности "Автомобили" Е.В. Михайловский и З.И. Талантова и выпускник аспирантуры Г.И. Гавриленко. В 1946 г. на преподавательскую работу возвратился И.Н. Успенский - гвардии капитан, участвовавший в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны в 1942-1945 годах. В 1954 г. на должность ассистента кафедры был направлен по распределению выпускник специальности "Автомобили" А.А. Мельников. В последующие годы все преподаватели кафедры защитили кандидатские диссертации, получили ученые звания доцентов. Е.В. Михайловский, Г.И. Гавриленк, И.Н. Успенский, А.А. Мельников заведовали кафедрами и работали в должности профессоров кафедр.

 gavrilenko ist mihajlovskiy ist  talantova ist  uspenskiy ist 

 

Послевоенная история кафедры "Автомобили" тесно связана с родственной кафедрой "Гусеничные машины" (в будущем "Вездеходные машины").

Кафедра "Гусеничные машины" была создана в вузе по постановлению Правительства страны в 1945 г. Заведующим кафедрой был назначен выпускник института, заместитель начальника цеха испытаний танков завода "Красное Сормово" Ю.П. Новиков, в будущем профессор, кандидат технических наук.

После окончания Великой Отечественной войны на преподавательскую работу на кафедру были приглашены боевые офицеры, участники войны С.В. Рукавишников, К.И. Шуртыгин, Л.С. Синельников. За время работы на кафедре они защитили кандидатские диссертации, им было присвоено ученое звание доцента. С.В. Рукавишников в последние годы своей жизни работал на кафедре профессором.

novicov istВ 1956 г. кафедры "Автомобили" и "Гусеничные машины" были объединены. Заведующим объединенной кафедрой был назначен В.Б. Цимбалин, его заместителем - Ю.П. Новиков.

В 1964 г. на базе объединенной кафедры вновь были образованы две кафедры: кафедра "Автомобили" под руководством В.Б. Цимбалина и единственная в стране кафедра "Вездеходные машины" под руководством Ю.П. Новикова.

В состав последней вошли все преподаватели бывшей кафедры "Гусеничные машины".

В 1982 г. две кафедры были вновь объединены. Объединенная кафедра получила название "Автомобили и тракторы".

С начала 60-х годов прошлого столетия коллектив кафедры стал систематически пополняться выпускниками специальности "Автомобили и тракторы", которые после окончания института оставались работать на кафедре преподавателями, заведующими лабораториями, инженерами, поступали учиться в аспирантуру.

Многие из заведующих лабораторией, инженеров и выпускников аспирантуры со временем пополнили преподавательский состав кафедры.

Со студенческой скамьи были приняты на кафедру С.М. Кудрявцев, В.В. Коняшов, В.Н. Кравец, Б.В. Савинов, В.А. Малыгин, В.И. Песков, В.А. Савельев, Л.В. Барахтанов, В.Е. Колотилин, Л.Н. Орлов, С.А. Баркалов, Н.Б. Веселов, А.М. Грошев, В.П. Могутнов. После нескольких лет работы на производстве в коллектив кафедры влились В.С. Никулин, В.И. Шишкин, В.В. Шатилов, С.М. Огороднов, А.В. Князев, В.В. Беляков. За время работы на кафедре стали профессорами, докторами технических наук Л.В. Барахтанов, В.В. Беляков, Л.Н. Орлов, В.Н. Кравец, профессором, кандидатом технических наук В.И. Песков, доцентами, кандидатами технических наук С.М. Кудрявцев, В.В. Коняшов, Б.В. Савинов, Н.Б. Веселов, С.М. Огороднов, А.М. Грошев, В.П. Могутнов. На должности доцентов были приняты кандидаты технических наук В.В. Шишкин и А.В. Князев. В должности старшего преподавателя работает В.В. Шатилов. Некоторое время на кафедре работали ассистентами кандидат технических наук В.А. Савельев, инженеры М.И. Киселев, В.С. Никулин и С.А. Баркалов, старшим преподавателем М.И. Киселев.

С начала 90-х годов прошлого века преподавательский коллектив кафедры пополнился выпускниками специальностей "Автомобиле- и тракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство". Среди них доктор технических наук, доцент А.А. Аникин, доценты, кандидаты технических наук А.А. Алипов, А.Н. Блохин, П.Е. Дмитриев, Д.В. Соловьев, А.В. Тумасов, В.С. Макаров, К.Я. Лелиовский, Д.В. Зезюлин,  старшие преподаватели А.Л. Безруков, В.С. Боронин, С.А. Багичев, А.С. Вашурин, Е.В. Кочанов,  ассистенты Н.Ю. Ломунова, П.С. Рогов, А.В. Герасин, С.Ю. Костин, А.М. Беляев.

После ухода на пенсию В.Б. Цимбалина в 1979 г. кафедру возглавил доцент, кандидат технических наук И.Н. Успенский. В 1984 г. на должность заведующего кафедрой был избран доцент, кандидат технических наук В.И. Песков, а И.Н. Успенский стал профессором кафедры. В 1989 г. кафедру возглавил профессор, доктор технических наук Л.В. Барахтанов. Через десять лет кафедрой стал заведовать доцент, кандидат технических наук Л.Н. Орлов - с 2002 г. профессор, доктор технических наук.

peckov istС 2004 г. на должность профессора кафедры избраны В.И. Песков, С.М. Кудрявцев, Б.В. Савинов, Н.Б. Веселов, А.А. Аникин.

К преподавательской работе постоянно привлекаются ведущие специалисты с промышленных предприятий и из научно-исследовательских организаций. Среди них главный конструктор, заместители главного конструктора ОАО "ГАЗ" А.Д. Просвирнин, Ю.В. Кудрявцев, В.Н. Носаков, Г.А. Ширяев, руководитель центра компетенций «Грузовые автомобили» А.С. Попенко, ведущий конструктор В.Е. Кузьмин, главный инженер по испытаниям Д.В. Шестопёров, зав. отделом Нижегородского филиала института машиноведения Российской академии наук профессор, доктор технических наук А.И. Весницкий, директор ЦНИИ "Прометей" доцент, кандидат технических наук А.А. Овчинников, главный конструктор ООО ТПП «Пеленг» В.В. Михайлов.

Многие годы в УКЭР ОАО «ГАЗ» работал филиал кафедры под руководством главного конструктора Ю.В. Кудрявцева. В настоящее время в Объединённом инженерном центре Группы ГАЗ создана базовая кафедра «Создание продукта в автомобилестроении», возглавляемая С.А. Гагуновым.

За свою почти 80-летнюю историю кафедра стала поистине кузницей руководящих кадров. В 1942 г. старший преподаватель Г.И. Гавриленко создал кафедру "Автомобильное хозяйство", которая до 1947 г. готовила инженеров для автомобильного транспорта. Шестнадцать лет спустя, в 1963 г., декан машиностроительного факультета, доцент, кандидат технических наук Г.И. Гавриленко вновь организовал и возглавил кафедру "Автомобильный транспорт". На этой кафедре долгие годы работал доцент кафедры "Автомобили", кандидат технических наук Л.С. Синельников. В 1975 г. заведующим названной кафедрой был избран доцент кафедры "Автомобили", кандидат технических наук А.А. Мельников, а Г.И. Гавриленко был избран профессором кафедры.

В 1960 г. доцент кафедры "Автомобили", кандидат технических наук Е.В. Михайловский избран заведующим кафедрой "Тракторы и автомобили" Горьковского сельскохозяйственного института (ныне Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия), которой он руководил до 1977 г. Там он создал горьковскую школу исследователей аэродинамики автомобиля. За большой вклад в науку ему было присвоено ученое звание профессора.

rukavishnikov istВ 1962 г. доцент, кандидат технических наук, в будущем профессор кафедры С.В. Рукавишников основал Отраслевую научно-исследовательскую лабораторию вездеходных машин (ОНИЛВМ). В 1983 г. ОНИЛВМ возглавил ученик С.В. Рукавишникова профессор, доктор технических наук Л.В. Барахтанов.

В 1991 г. из состава ОНИЛВМ выделилось Специальное конструкторское и технологическое бюро транспортных и технологических машин (СКТБ ТТМ) под руководством доцента, кандидата технических наук Н.Б. Веселова, которое затем было преобразовано в ЗАО "Транспорт", а Н.Б. Веселов стал его генеральным директором. В настоящее время Н.Б. Веселов – профессор кафедры по совместительству.

В 1996 г. доцент, кандидат технических наук А.М. Грошев создал в техническом университете Центр безопасности дорожного движения и технической экспертизы (ЦБДДТЭ).

В работе центра разработкой методических основ инструментальной проверки автомобилей с использованием средств технического диагностирования, экспертизой вносимых в конструкцию автомобилей изменений, анализом дорожно-транспортных происшествий и повышением квалификации экспертов и контролеров технического состояния автомобилей участвуют практически все преподаватели кафедры.

Профессор В.Н. Кравец в 1982-1992 годах работал начальником учебно-методического управления - заместителем проректора по учебной работе и проректором по целевой индивидуальной подготовке специалистов (ЦИПС), а в 2000-2005 годах - заместителем генерального директора холдинга "Техносервис", возглавляемого А.Д. Белокопытовым. Доцент В.И. Песков в 1997-2001 годах работал техническим директором ОАО "Техноволга".

Доцент В.И. Шишкин с 1996 г. работает на руководящих должностях директора и технического директора в малых предприятиях города. Профессор, доктор технических наук В.В. Беляков в последние годы работает заместителем проректора по научной работе НГТУ. В 2004 г. доцент, кандидат технических наук В.П. Могутнов назначен проректором по учебно-воспитательной работе нашего вуза. В том же году образован НИИ ТМ и ТТК НГТУ, директором которого стал доцент, кандидат технических наук А.А. Аникин, в настоящее время доктор технических наук и, по совместительству, профессор кафедры. 

baraxtanov istВ 1950 г. на должность декана механического факультета был избран доцент кафедры "Автомобили" Г.И. Гавриленко. С этого года факультетом, который в 1958 г. был переименован в машиностроительный, а в 1978 г. - в автомобильный, руководили преподаватели кафедры: 24 года доцент Г.И. Гавриленко, более 14 лет доцент, затем профессор В.Н. Кравец, 5 лет доцент В.И. Песков, 11 лет доцент Б.В. Савинов. В 2007 году факультет возглавил доцент А.М. Грошев. В 2009 г. автомобильный факультет преобразован в Автомобильный институт, а в 2013 году – в Институт транспортных систем. Директором АМИ и ИТС назначен Анатолий Михайлович Грошев.

Большой вклад в становление и развитие кафедры внесли заведующие лабораториями П.А. Малышев, В.В. Шатилов, А.М. Грошев, А.Ю. Чуев, А.Б. Жилевский, М.М. Коников, С.А. Агапитов, А.Ю. Данилов, Ю.В. Ефимов, С.Ю. Волков, инженеры А.И. Сандлер, И.В. Борцов, Е.П. Лавров, Н.А. Манина, А.А. Смирнова, Н.А. Вязникова, Л.Ю. Винокурова, В.А. Дубкова, К.Д. Лебедева, Е.М. Кудряшов, Е.В. Кочанов, Д.Е. Золин, А.Н. Сидоров, Е.А. Наумов, А.В. Герасин, в.к.р. Ю.Н. Волков, Б.В. Реутов, лаборанты А.А. Крылов, А.В. Сальников, А.А. Лимаев, К.В. Мезина, К.Н. Шустова, А.Г. Федорук, В. Борисов, Е.А. Кузнецов, В.П. Букин, М.С. Сборнов, К.К. Ткаченко, А.Д. Белокопытов, В.Н. Егоров, М.А. Горшенин, Л.М. Советникова, М.И. Фирсова, Н.А. Романычева, М. Тимошин, Р.Г. Голубев, Т.А. Дмитриев, П.В. Любичев и другие.

Коллектив кафедры с благодарностью вспоминает коллег, которые ушли из жизни: профессоров В.Б. Цимбалина, Ю.П. Новикова, Г.И. Гавриленко, Е.В. Михайловского, С.В. Рукавишникова, И.Н. Успенского, А.А. Мельникова, доцентов К.И. Шуртыгина, Л.С. Синельникова, З.И. Талантову, В.В. Коняшова, старшего научного сотрудника ОНИЛВМ, кандидата технических наук В.И. Панова, старшего преподавателя М.И. Киселева, ассистента В.С. Никулина, заведующих лабораторией П.А. Малышева, С.Ю. Волкова, инженера А.И. Сандлера, старшего лаборанта Е.П. Лаврова, лаборантов А.А. Крылова, Ю.Н. Волкова, А.В. Сальникова, Л.М. Советникову, К.В. Мезину, К.Н. Шустову, К.Д. Лебедеву и других.

В настоящее время на кафедре работает 29 штатных преподавателей, в числе которых пять профессоров, докторов технических наук: Л.Н. Орлов, Л.В. Барахтанов, В.В. Беляков, В.Н. Кравец, А.А. Аникин; три профессора, кандидата технических наук: Н.Б. Веселов, В.И. Песков, Б.В. Савинов, 11 доцентов, кандидатов технических наук: А.А. Алипов, А.Н. Блохин, А.М. Грошев, П.Е. Дмитриев, Д.В. Зезюлин, К.Я. Лелиовский, В.С. Макаров, В.П. Могутнов С.М. Огороднов, Д.В. Соловьев, А.В. Тумасов; 4 старших преподавателей: С.А. Багичев, А.Л. Безруков, А.С. Вашурин, Е.В. Кочанов, В.В. Шатилов; ассистенты: А.М. Беляев, А.В. Герасин, С.Ю. Костин, П.С. Рогов, Д.В. Шестоперов.

Учебно-вспомогательный состав кафедры состоит из заведующего лабораторией А.Ю. Чуева, ведущего инженера Л.Ю. Винокурова, инженера А.В. Герасина, в.к.р. Б.В. Реутова и четырёх лаборантов на 0,5 ставки из числа студентов.