ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

 

В Нижнем Новгороде в гостях у яхтенной школы «ПАРУС» при институте транспортных систем НГТУ в рамках реализации стратегического проекта «Инженерный лифт» побывали долгожданные гости – участники парусного клуба «Паллада», г. Козьмодемьянск Республики Марий-Эл. Они сделали остановку в яхт-клубе «Лето» на Гребном канале во время перехода из Петрозаводска в Козьмодемьянск.

Дело в том, что Петрозаводскими корабелами на судоверфи Морского историко-культурного центра для Козьмодемьянского парусного клуба «Паллада» построено учебное парусно-моторное судно «Святой Косма». Вместимость – 12 человек: капитан, помощник капитана и восемь практикантов (ещё есть два запасных места в капитанской каюте на всякий случай). Судно строилось достаточно долго – четыре года, зато была успешно реализована идея создать судно, прототипом которого стали бы суда наших предки, волгарей.

Чтобы мечта начала сбываться, сначала пришлось окунуться в историю развития волжского судоходства. Изучалась литература, велись переговоры со специалистами. В описаниях знаменитого Азовского похода Петра I упоминаются сравнительно небольшие, мелкосидящие суда – струги, специально построенные для перевозки войск. Например, для переправы стрелецких полков генерала А.М. Головина строились 15 «стругов с чердаками», 3 «со светлицами», 2 «с мыльнями брусяными» и прочие «без чердаков».

Всего было построено около 1300 стругов. «Стругами» называли почти все лодки, построенные из «струганых» досок: дощаники, мокшаны, межеумки. Так называли и длинные волны на воде, и небольшие спокойные реки. Можно предположить, что, назвав лодку «стругом», наши предки хотели подчеркнуть свойство судна легко, плавно и быстро перемещаться по поверхности воды. Знатные судовладельцы на стругах устраивали «чердаки» (каюты), в которых можно было разместиться с комфортом.

По сути, наши Волжские струги в 1696 году, сражаясь за Азов, стояли у истоков зарождения Российского флота, поскольку именно после этих событий, 20 октября 1696 года, по велению Петра Великого Дума постановила: «Морским судам быть...».

Поскольку порт приписки построенного струга – Козьмодемьянск, то и название судну дано «Святой Косма», ведь город назван в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Яхтенная школа «ПАРУС» при институте транспортных НГТУ оказала своим коллегам из Козьмодемьянска посильную помощь в оснащении учебного судна парусным вооружением, с юнгами была проведена воспитательная беседа, а с командным составом прошло обсуждение мореходных качеств построенного судна, определены направления дальнейшего взаимодействия.
Следующая встреча должна состояться в Муроме, во время празднования дня святых Петра и Февроньи. Моторных учебных судов гораздо больше, но они недостаточно эффективны. Как говорил адмирал Макаров: «Кто не ходил под парусами, тот не моряк». Только на паруснике ребята могут вплотную столкнуться с водной стихией, со всеми природными проявлениями. Только при работе с парусами человек учится бороться со страхом, проявляет смелость и осторожность, выдержку и смекалку. Закаляется сила духа и физическая выносливость. А ещё на паруснике, как нигде, можно прочувствовать плечо товарища. На парусных авралах весь экипаж находится в постоянной готовности к взаимовыручке и взаимопомощи.