ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

Развитие научной деятельности преподавателей и студентов, является одним из основных условий повышения качества учебного процесса. За время существования кафедры защищено 5 докторских и 35 кандидатских диссертаций, опубликовано более 50 монографий и учебных пособий, и более 350 других научных работ, изготовлено свыше 40 опытных образцов машин для разработки льда, снега, и мёрзлого грунта.

Научные исследования по кафедре проводятся с использованием современной техники и технологий в оборудованных лабораториях и в реальных условиях.

Научная тематика кафедры:

  • Исследования рабочих органов и машин для разработки льда, снега и мерзлого грунта.
  • Исследования взаимодействия различных типов движителей с грунтами с низкой несущей способностью.
  • Исследование и создание комплекса машин для ремонта магистральных нефте-газопроводов.
  • Исследование и разработка комплекса машин для очистки водоемов.
  • Исследование и разработка комплекса машин для разработки донных грунтов.
  • Создание концепции транспортно-технологического средства для разработки грунтов в условиях труднодоступной местности.
  • Исследование технологий разработки грунтов.
  • Исследование методов повышения эффективности машин и оборудования для разработки грунтов.
  • Исследование заснеженного бездорожья как среды движения транспортно-технологических машин.
  • Исследования влияния дорожных и климатических условий на безопасность дорожного движения.
  • Исследование влияния технического состояния транспортных средств, в том числе подвергшихся переоборудованию, на безопасность дорожного движения.
  • Исследования улично-дорожной сети городов с целью поиска решения транспортных проблем;
  • Разработка методик подготовки и переподготовки водителей.
  • Исследование параметров и условий профессиональной деятельности водителей.
  • Разработка методов оценки и путей снижения вредного воздействия транспортных потоков на окружающую среду.
  • Экспериментальные исследования состояния водителя на безопасность дорожного движения;
  • Прикладные исследования в области транспортных технологий Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
  • Разработка методов оценки качества перевозок на транспорте.
  • Исследования в области повышения безопасности системы «водитель-автомобиль-дорога-среда».
  • Системное моделирование транспортно-технологических процессов на основе сред визуального представления информации.

Научным руководителем кафедры является д.т.н., профессор Молев Ю.И.

В настоящее время руководителями аспирантов являются: д.т.н., профессор Молев Ю.И., д.т.н., профессор Беляков В.В. и д.т.н., профессор Вахидов У.Ш.

По результатам научной работы на кафедре были защищены диссертации на соискание степени кандидата и доктора наук.

Защищенные кандидатские диссертации:

1969 г.: Федин Иван Васильевич – «Исследование процесса отрывки траншей в мерзлых грунтах машинами фрезерного типа с концевой и дисковой фрезами».
1970 г.: Куляшов Анатолий Павлович – «Исследование некоторых вопросов тягово-сцепных качеств и управляемости машин на роторно-винтовом движителе».
1972 г.: Назаровский А.А. – «Исследование процессов фрезерования льда концевой фрезой со встроенным шнековым транспортером».
1973 г.: Адясов Юрий Павлович – «Исследования в области транспортных средств на воздушной подушке с роторно-винтовым движителем»; Амангалиев Дуйсекеш – «Исследование процесса бурения льда концевыми торцевыми фрезами».
1978 г.: Колотилин Владимир Евгеньевич – «Исследование процессов взаимодействия роторно-винтового движителя ледово-фрезерной машины со снежным покровом и динамических нагрузок в ее приводе».
1980 г.: Левшунов Лев Сергеевич – «Исследование поворота ледорезных машин с роторно-винтовым движителем».
1982 г.: Худяков, Владимир Николаевич – «Разработка и обоснование параметров системы автоматического управления рабочим режимом ледофрезерных машин».
1984 г.: Алатин Сергей Дмитриевич – «Исследование процесса резания льда рабочими органами ледофрезерных машин».
1985 г.: Янкович Александр Викторович – «Совершенствование конструкции и параметров движителя фрезерных ледорезных машин».
1990 г.: Шапкин Виктор Александрович – «Разработка статистического метода оценки колебаний роторно-винтовых машин и путей снижения их уровня при движении по заснеженным основаниям»; Кошурина Алла Александровна – «Методика расчета сопротивлений движению ледорезных роторно-винтовых машин».
1995 г.: Молев Юрий Игоревич – «Прогнозирование экологических последствий воздействия снегоходной техники на окружающую среду».
1998 г.: Вахидов Умар Шахидович – «Влияние использования снегоходных машин в весенне-осенний период на изменение урожайности растений»; Водопьянов Тимур Валерьевич – «Методика статистической оценки плавности хода роторно-винтовой машины при движении по ледово-снежному опорному основанию».
1999 г.: Доровских Сергей Владимирович – «Влияние различных типов движителей на экологию заснеженного опорного основания»
2000 г.: Ерасов Игорь Александрович – «Оценка влияния конструкционных параметров роторно-винтовой машины на стабилизацию движения»; Щербаков Юрий Вячеславович – «Разработка методики расчета и выбор рациональных параметров движения подводного транспортно-технологического средства с роторно-винтовым движителем».
2001 г.: Куклина Ирина Геннадьевна – «Разработка методики расчета колебаний и параметров упругой подвески транспортно-технологических роторно-винтовых машин при движении по льду».
2002 г.: Пуртов Андрей Робертович – «Выбор конструктивных параметров рабочего органа, для удаления снежных накатов и льда с бетонных покрытий».
2003 г.: Донато Игорь Олегович – «Оценка и анализ проходимости колесных промышленных тракторов при движении по снегу»; Маленков Сергей Юрьевич – «Выбор рациональных параметров рабочего органа интенсификационного действия для удаления свежевыпавшего снега».
2004 г.: Ганин Андрей Викторович – «Разработка методики расчета и выбор рациональных параметров роторно-винтового движителя для транспортно-технологического средства, предназначенного для движения по болотистой местности»; Гасенин Игорь Александрович – «Выбор рациональных конструктивных параметров рабочего органа машины для подкопа трубопровода в мерзлом грунте»; Мыльников Николай Александрович – «Разработка методики расчета рациональных параметров специального каткового движителя ледорезной установки».
2005 г.: Коробов Илья Борисович – «Методика выбора конструктивных параметров вибрационного рабочего органа для разрушения льда на поверхности дорог»; Черняевский Максим Викторович – «Разработка методики выбора рациональных параметров специального рабочего органа ударного действия льдоуборочной машины».
2007 г.: Романов Виктор Владимирович – «Разработка методики расчета дискофрезерных рабочих органов ледорезных машин и выбор их основных конструктивных параметров»; Соколов, Анатолий Михайлович – «Повышение эффективности эксплуатации снегоуборочной техники с учётом слоистости снежного покрова».
2010 г.: Малыгин Александр Львович – «Выбор рациональных конструктивных параметров плавающих ледорезных машин»; Макаров Степан Сергеевич – «Совершенствование технологии очистки наружной поверхности труб при капитальном ремонте линейной части магистральных нефтегазопроводов».
2012 г.: Зубов Вадим Сергеевич – «Выбор рациональных конструктивных параметров рабочего органа машины для измельчения мерзлого грунта».
2013 г.: Артюшкин Андрей Владимирович – «Разработка методики расчёта и обоснование выбора конструктивных параметров прижимного движителя машин для ремонта трубопроводов».
2015 г.: Кошелев Юрий Владимирович – «Методика выбора конструкционных параметров подвески плужного рабочего органа снегоуборочных машин»; Вершинин Александр Вениаминович – «Методика выбора рациональных параметров фрезерного рабочего органа, предназначенного для удаления мерзлого грунта из-под трубопроводов».
2016 г.: Шапкина Юлия Викторовна – «Методика снижения вибронагруженности элементов рулевого управления колесных машин».
2017 г.: Соколов Денис Анатольевич – «Методика выбора конструкционных параметров трансмиссий снегоуборочных машин, обеспечивающих эффективность выполнения технологических операций».
2018 г.: Крашенинников Максим Сергеевич – «Разработка методики расчета и выбор параметров роторно-винтового движителя для повышения проходимости машин по снегу».

Защищенные докторские диссертации:

1986 г.: Куляшов Анатолий Павлович – «Специальные строительно-дорожные машины с роторно-винтовым движителем».
2001 г.: Шапкин Виктор Александрович – «Основы динамики движения роторно-винтовых машин по заснеженной местности».
2002 г.: Кулепов Виктор Федорович – «Разработка и создание ледорезных машин для технологических комплексов».
2007 г.: Донато Игорь Олегович – «Теоретические и экспериментальные обоснования повышения проходимости колесных машин по снегу»; Молев Юрий Игоревич – «Обеспечение дорожной безопасности автомобильного транспорта в зимний период».
2012 г.: Вахидов Умар Шахидович – «Теоретическое и экспериментальное обоснование параметров машин высокой проходимости для решения транспортных проблем горных районов Северного Кавказа».

Кафедра «Строительные и дорожные машины» принимает активное участие в выполнении: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с ООО «Национальная паромная компания «Феррипром» по теме «Разработка и изготовление опытного образца амфибийного транспортного модуля с роторно-винтовым движителем»; поисковых научно-исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы». Тема: «Создание экспериментального образца амфибийного автономного транспортно-технологического комплекса с интеллектуальной системой управления и навигации для круглогодичного проведения разведочно-буровых работ на арктическом шельфе» и «Разработка многофункционального вездеходного транспортного средства, оборудованного интеллектуальными системами привода колесных движителей, обладающего повышенным уровнем энергоэффективности и улучшенной топливной экономичностью»; ОКР по теме «Разработка двухзвенного гусеничного снегоболотоходного плавающего транспортера-тягача гражданского назначения».

Также студенты и магистранты кафедры принимают участие в выполнении работ в научных лабораториях Института транспортных систем НГТУ: НОЦ «Транспорт» и ЦБДДТЭ. Преподаватели кафедры регулярно принимают участие во Всероссийских и Международных научно-технических конференциях.