ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

В 1972 году на механическом факультете ГПИ им. А.А. Жданова на базе организованного в 1986 году Опытно-конструкторского бюро разработки льда, снега и мерзлого грунта (ОКБ РАЛСНЕМГ) была создана новая кафедра, получившая название «Строительные и дорожные машины». Ее возглавил нayчный рyкoвoдитель ОКБ РАЛСНЕМГ заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заслуженный изобретатель СССР, почетный полярник СССР, д.т.н., проф. Аркадий Федорович Николаев. Он oднoврeмeннo заведовал кaфедpoй и oсyщeствлял научное pyкoвoдствo ОКБ до 1983 гoдa. Bнoвь oбpaзoвaннaя кaфeдpa начала пoдгoтoвкy инженеров-мexaникoв пo вoстpeбoвaннoй нapoдным xoзяйствoм страны специальности «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» с планом приема на первый курс 50 человек.

А.Ф. Николаев – первый заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» (1972-1983 гг)

К тoмy времени A.Ф. Николаев прославился на всю стpанy участием вместе с гpyппoй сoтpyдникoв научно-исследoвaтельскиx подpaздeлений мexaническoгo и мaшиностроительнoгo фaкyльтетoв ГПИ в полярных экспедициях.

В 1978 году по инициативе декана машиностроительного факультета В.Н. Кравца произошла очередная реорганизация машиностроительного и механического факультетов ГПИ. Специальность «Машины и технология обработки металлов давлением» и соответствующая выпускающая кафедра были переданы на механический факультет, а в состав машиностроительного факультета вошла специальность «Строительные и дорожные машины» вместе с одноименной кафедрой и Опытно-конструкторским бюро по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта, которые в то время возглавлял А.Ф. Николаев.

Реорганизация позволила сосредоточить на машиностроительном факультете четыре родственные специальности, по которым велась подготовка инженеров для промышленных, транспортных и строительных отраслей, занимающихся созданием и эксплуатацией мобильных наземных машин (автомобилей, тракторов, строительных и дорожных машин, а также их двигателей). В связи с этим в 1978 году факультет приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР был переименован в автомобильный (аббревиатура – АМФ).

Техсовет в ОКБ РАЛСНЕМГ (1973 г.). Слева направо: П.А. Белов, Г.П. Миронов, Л.Н. Варначев, А.Ф. Николаев, А.П. Куляшов, И.В. Федин. Стоят: А.А. Николаев, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов

В 1983 году профессор А.Ф. Николаев ушел на пенсию.

Заведующим кафедрой «Строительные и дорожные машины» был избран кандидат технических наук, доцент Анатолий Павлович Куляшов, с 1981 по 1983 гг. работавший сначала заместителем заведующего названной кафедры, а затем исполняющим обязанности заведующего. В 1987 году он защитил докторскую диссертацию, а вскоре ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1988 году А.П. Куляшову присвоено ученое звание профессора. В должности заведующего кафедрой он проработал вплоть до марта 2013 года. За 30 лет руководства кафедрой он, помимо обучения студентов, подготовил двух докторов и около 20 кандидатов технических наук.

В 1987 г. решением руководства института и его хозрасчетного научного объединения была проведена реорганизация основной научно-производственной базы кафедры – ОКБ РАЛСНЕМГ, которая привела к созданию трех научных подразделений: Научно-исследовательской лаборатории по механизации разработки льда, снега и мерзлого грунта (НИЛ РАЛСНЕМГ) под научным руководством кандидата технических наук В.Ф. Кулепова; Научно-исследовательской лаборатории специальных строительных и дорожных машин (НИЛ ССДМ) под научным руководством кандидата технических наук, доцента В.Е. Колотилина; Специального конструкторско-технологического бюро (СКТБ) «Импульс» во главе с научным руководителем доктором технических наук, профессором В.И. Кучеренко.

А.П. Куляшов – заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» (1983–2013 гг.)
В.Е. Колотилин

Основными направлениями деятельности НИЛ ССДМ были:

1) создание и исследование транспортно-технологических машин с различными типами движителей;

2) создание технологического оборудования для производства стеновых материалов.

Кадровый состав лаборатории в основном состоял из преподавателей и сотрудников кафедры «Строительные и дорожные машины», однако для выполнения сложных комплексных работ привлекались ученые из других вузов и научно-исследовательских организаций страны. Работы выполнялись в тесном сотрудничестве с родственными научными подразделениями НИЛ РАЛСНЕМГ, СКТБ «Импульс» и других предприятий. В лаборатории выполнен комплекс работ по созданию лесотехнических и мелиоративных машин, спасательного средства для эвакуации персонала плавучих и ледовых буровых установок при чрезвычайных ситуациях, автоматизированного технологического оборудования для производства глиняного кирпича и стеновых материалов, специального транспортного средства на воздушной подушке и др.

Проведены исследования физико-механических свойств и процессов разрушения различных грунтов и экологической совместимости с рабочей средой движителей внедорожных транспортно-технологических машин. Работы выполнялись по заказам Госкомитета по науке и технике Совета Министров СССР, различных предприятий и научно-исследовательских организаций страны. Многие из них внедрены в производство и защищены авторскими свидетельствами.

Разработанный в лабораториях кафедры СДМ вариант фрезерного траншеекопателя на выставке строительной техники в Москве
У.Ш. Вахидов

С марта 2013 года исполняющим обязанности заведующего кафедрой «Строительные и дорожные машины» становится доктор технических наук, профессор Вахидов Умар Шахидович, а с июня этого же года он избран на должность заведующего кафедрой.

На кафедре «Строительные и дорожные машины» в настоящее время работают 18 человек, в том числе 15 преподавателей: заведующий кафедрой доктор технических наук, профессор У.Ш.Вахидов; три доктора технических наук: профессоры В.А. Шапкин и Ю.И. Молев и А.В. Согин; десять кандидатов технических наук, доцентов (В.Н. Худяков, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов, А.В. Янкович, И.А. Ерасов, А.А. Кошурина, Н.А. Мыльников, И.Г. Куклина, С.Е. Манянин и В.С. Макаров); один старший преподаватель Н.Н. Тарбаев. В 2012 году кафедра отметила свой 40-летний юбилей.

В развитие кафедры много сил вложили ее бывшие заведующие: доктор технических наук, профессор А.Ф. Николаев и доктор технических наук, профессор А.П. Куляшов; преподаватели И.В. Федин, П.А. Белов, В.Н. Худяков, В.Е. Колотилин, Л.С. Левшунов, А.В. Янкович, Н.Н. Тарбаев и др.

Коллектив кафедры «Строительные и дорожные машины» АМИ НГТУ (фото 2008 г.) Слева направо: доцент Ерасов И.А. , старший преподаватель Тарбаев Н.Н., доцент Молев Ю.И., доцент Худяков В.Н., доцент Колотилин В.Е., инженер Ильичева Е.Е., учебный мастер Монова Е.Л., заведующий кафедрой, профессор Куляшов А.П., доцент Янкович А.В., заведующий лабораторией Лычагин В.А., профессор Шапкин В.А.

В тяжелые для всей страны 90-е годы кафедре приходилось думать о том, как выжить в условиях ограниченного финансирования учебной и научной деятельности, отставания уровня зарплат преподавателей и сотрудников от реальной стоимости жизни. Одним из возможных путей решения этой непростой проблемы была организация на учебных и научно-производственных площадях кафедры коммерческих структур, позволяющих легально зарабатывать дополнительные средства без ущерба для основной деятельности персонала.

Л.С. Левшунов

В 1992 году была организована автошкола «Политех», идейными вдохновителями создания которой были заведующий кафедрой Куляшов А.П. и первый руководитель этого коммерческого предприятия, доцент кафедры «СДМ», к.т.н. Левшунов Л.С. За почти 20 лет существования этой учебно-коммерческой структуры подготовлено более 15 тыс. водителей, большая часть которых – студенты автомобильного факультета (Автомобильного института) и других факультетов и институтов НГТУ.

Созданная за эти годы учебная база автошколы может быть отнесена к весьма основательным. В разные периоды она включала от 10 до 25 специально оборудованных легковых автомобилей для практических занятий по вождению, в нее входят также несколько специализированных аудиторий и боксов, в которых проводятся занятия будущих водителей по изучению конструкции автомобиля, его обслуживанию и правилам дорожного движения (эти аудитории используются и в учебном процессе Автомобильного института). Сотрудники кафедры «СДМ» и некоторых других кафедр АМИ принимают активное участие в преподавании теоретических дисциплин. При обучении водителей используются современные технические средства, помогающие постигнуть все тонкости законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а опытные мастера обучения вождению грамотно и тактично учат применять полученные знания в практической жизни каждого водителя.

Занятия по конструкции автомобиля в специализированной аудитории

Накопив достаточный опыт подготовки водителей-непрофессионалов, автошкола «Политех» в 2008 году сменила акцент своей деятельности и была реорганизована в новую коммерческую структуру, получившую название «Курсы профессионально-технического обучения». На этих курсах начата подготовка и повышение квалификации преподавателей автошкол и мастеров производственного обучения вождению из Поволжского региона, что подтверждает высокий профессиональный статус нового коммерческого учебного подразделения Автомобильного института НГТУ им. Р.Е. Алексеева.