ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

Основные направления научной работы:

  • Разработка основ теории разрушения льда и проектирование энергосберегающих средств продления навигации с надводных и подводных объектов;
  • исследования и разработка ледокольных судов на воздушной подушке с использованием изгибно-гравитационного резонанса для разрушения льда и предотвращения стихийных бедствий, связанных с наводнениями, ледовыми заторами, паводками и т.п.;
  • разработка новых материалов и технологий физического моделирования взаимодействия судов со льдом при модельных испытаниях;
  • разработка математических моделей и пакетов прикладных программ взаимодействия судов со льдом в нестационарных условиях;
  • исследование и проектирование ледокольных платформ на воздушной подушке;
  • переоборудование, переклассификация и модернизация судов.

Исследования проводятся по заданиям ВПК РФ, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Минобрнауки, Верхне-Волжского пароходства и др..

Выполнялась целевая комплексная программа Министерства Судостроения и Министерства Высшего образования РФ "Лед", по которой кафедра судостроения являлась головной, а зав. кафедрой Зуев В.А. - научным руководителем этой программы (пр. Министерства ВО № 26 от 14.02.89).

В соответствии с этими работами были выполнены значительные фундаментальные и прикладные исследования, проведена ОКР и построена опытная ледокольная платформа на воздушной подушке, не имеющая аналогов и находящаяся сейчас в опытной эксплуатации. Имеются более 30 патентов РФ, в том числе на промышленный образец платформы.

Разрабатывается технология разрушения льда СВП при реализации резонансного способа, позволяющего эффективно бороться с заторами, наводнениями и другими стихийными бедствиями, возникающими на реках и водохранилищах РФ во время ледохода и ледостава.

Продолжаются работы по оценке ледовых качеств судов и их взаимодействия со льдом, оптимизации проектных характеристик ледоколов и судов ледового плавания, разработка математических моделей, алгоритмов и ППП по оценке этих взаимодействий.

Значительное место занимают работы по разрушению льда с подводных объектов, по обеспечению безопасности жизнедеятельности при добыче нефти и газа на шельфе Арктических морей.

Продолжаются работы по поиску новых способов и технологий физического моделирования ледяного покрова при испытаниях в опытовом ледовом бассейне.

На кафедре кораблестроения и авиационной техники в настоящее время обучаются 10 аспирантов, 2 докторанта.

Количество защищенных кандидатских диссертаций по кафедре – 23, (3 из них в декабре 2013 года).
Количество защищенных докторских диссертаций - 2.
Кафедра является головной по целевой комплексной программе "Лед" РФ.

Наиболее существенные научные разработки

Кафедрой впервые в России проведены исследования, выполнены проектно-конструкторские разработки, построены, проведены испытания и сданы в опытную эксплуатацию ледокольные платформы на воздушной подушке.
Проведены успешные испытания полунатурных моделей ледокольных судов на воздушной подушке при реализации изгибно-гравитационного способа разрушения ледяного покрова. Результаты внедрены в ВМФ РФ.
Разработаны способы и системы разрушения ледяного покрова с подводных объектов, внедренные в образцы новой техники.
Предложены новые материалы для имитации ледяного покрова при модельных испытаниях судов, разработаны новые технологии проведения испытаний и пересчета результатов на натуру, позволяющие более полно удовлетворить требованиям теории подобия.
Разработаны основы теории разрушения ледяного покрова и взаимодействия судов со льдом.
Разработаны проекты ледокольных платформ на воздушной подушке для ВМФ, Архангельского и Витебского портов, Тюменского ССз и др.
Разработаны математические модели движения ледоколов при работе в нестационарных ледовых условиях.

За последние десять лет кафедра получила 27 патента РФ на изобретения, в том числе:

  • патент на опытный образец ледокольной платформы на воздушной подушке;
  • патенты на способ разрушения льда судами на воздушной подушке, конструкции этих судов и др.;
  • патенты на другие технические эффективные средства разрушения льда и создания судоходного канала;
  • патент на новые материалы и способы моделирования движения судов во льду;
  • патент на полезную модель "Система выбора оптимальной тактики движения судна";
  • патент на систему проведения кренования судов.

С 1978 года регулярно издается межвузовский сборник научных трудов "Теория, прочность и проектирование судов, плавающих во льдах" (отв.редактор В.А.Зуев).

За последние годы сотрудниками кафедры опубликовано более ста научных работ, из них 21 в зарубежных изданиях.

При кафедре создано структурное подразделение НГТУ научно-опытно конструкторское бюро «Лед - НН», научным руководителем которого является В.А.Зуев.

На базе конструкторского бюро "Вымпел" создано студенческое бюро "Корвет".

На кафедре создано студенческое конструкторское бюро по легкомоторным самолетам.