ГСП-41, 603950, г.Н.Новгород
1 корпус НГТУ - ул. Минина, 24
e-mail: its@nntu.ru
тел./факс: 8 (831) 436 63 64
Создан на базе Образовательно-Научного Автомобильного института (АМИ) и Факультета морской и авиационной техники (ФМиАТ)

Кафедра «Аэро-гидродинамика, прочность машин и сопротивление материалов» образовалось в 2013 году в результате объединения кафедр «Динамика, прочность машин и сопротивление материалов» и «Теория корабля и гидромеханика».

История секции «Динамика и прочность машин» берет свое начало с создания на кораблестроительном факультете в 1937 году кафедры «Строительная механика корабля». Первым ее заведующим стал Иван Николаевич Сиверцев (1900-1985).

Родом из вятских дворян, он окончил мужскую гимназию в г.Вятке, а затем кораблестроительный факультет Ленинградского политехнического института в 1929г.

Вместе с ним на кафедре работали известные специалисты в области прочности корабля Давыдов В.В., Страхов А.П., Маттес Н.В.

С 1950 по 1975 г. кафедрой заведует д.т.н., проф. Наталья Викторовна Маттес(1909-1975). Она родилась в Санкт-Петербурге. Отец ее, Маттес Виктор Робертович, окончил Морское инженерное училище в г. Кронштадте (он учился с Ю.А.Шиманским, в будущем - академиком АН СССР), затем он работал главным инженером на Северной верфи (филиале Путиловского завода), проектировал вместе с И.Г.Бубновым линкоры "Севастополь" и "Петропавловск". Дед Н.В. Маттес по отцу - выходец из норвежской семьи, работал капитаном на Волге. Н.В. Маттес окончила Николаевский кораблестроительный институт в 1931г., став в России шестой женщиной инженером-кораблестроителем.

В период бурного развития речного флота Н.В.Маттес участвует в разработке проблем прочности судов и, в соавторстве с В.В. Давыдовым и .Н.Сиверцевым, издает "Справочник по прочности судов", который выдержал 3 издания (1950, 1958, 1978) и является до сих пор настольной книгой кораблестроителей.

С 1953 г. коллектив кафедры занимается проблемами вибрации судов под руководством Натальи Викторовны. Ею подготовлено более 10 кандидатов наук, и вместе с В. В. Давыдовым она обобщает научные результаты по вибрации в учебнике "Динамические расчеты прочности судовых конструкций" (издания 1959, 1965, 1975г.г.).

С появлением на р.Волге скоростных судов Н.В.Маттес развивает вместе со своими учениками А.И.Белозеровым, А.В. Уткиным, В.М.Волковым, А.Н.Дербасовым и др. работы по прочности судов с динамическими принципами поддержания (СДПП) и издает в 1966г. первую монографию по прочности судов на подводных крыльях.

ist 1В период с 1954 по 1974 г. кафедра проводила испытания судов и конструкций: подъем судов на слип; натурные испытания судов внутреннего плавания на прочность: моделирование и испытания корпусов судов и отдельных конструкций на тензометрических моделях из органического стекла; исследование технологических смещений в узлах корпусных соединений.

С развитием скоростного флота на первый план выходят проблемы усталостной прочности, ресурса, надежности и безопасности СДПП. Данное научное направление развивается с 1977 г. В.М. Волковым, защитившим докторскую диссертацию и избранным зав. кафедрой в 1977 г.

На кафедре разрабатываются фундаментальные проблемы новой ветви механики деформируемого твердого тела - механики разрушения, а именно: феноменологическая теория накопления повреждений в упруго-вязко-пластических материалах, математическое моделирование задач разрушения в условиях ползучести, усталости, коррозионного и кавитационного воздействия среды на тела с трещинами; проводятся экспериментальные исследования статической и циклической трещиностоикости металлов и тонкостенных конструкций при различных физико -механических условиях.

По данному направлению подготовлено 12 кандидатов наук, получено несколько авторских свидетельств.

С 1982 г. кафедра становится головной по программе "Прочность, живучесть и надежность конструкций и машин" в области судостроения, которая входит в комплексную программу "Надежность конструкций" Минвуэа. Решаются фундаментальные проблемы машиностроения (живучесть машин и конструкций) по постановлению Президиума АН СССР, Головного Совета "Механика" при Санкт-петербургском университете; издаются межвузовские сборники "Надежность и механика разрушения" (1987, 1990, 1996), Кафедра выполняет ряд тем по программе "Безопасность" Всесоюзной ассоциации КОДАС (Комплексная оперативная диагностика аварийных ситуаций, прочности, живучести и безопасности машин и конструкций.

В 1984 г. кафедры "Строительная механика корабля" и "Сопротивление материалов" были объединены, так как они связаны единым прочностным направлением в учебной работе.

Кафедра "Сопротивление материалов" создана в 1930 г. До 1948 г. ею руководил доцент Н.А. Семенов, а затем, до 1970 г. - д.т.н,, проф. А.В.Верховский, возглавивший научное направление по расчету деталей сложной формы на основе выдвинутой им гипотезы неплоских сечений и подготовивший 20 кандидатов наук. С 1970 по 1984 г. кафедрой "Сопротивление материалов" заведовал доцент Ю.В.Глявин, большое внимание уделявший методическим вопросам и организации учебного процесса, региональных и Российских олимпиад по сопротивлению материалов.

Объединенная в 1984г. кафедра получила название "Строительная механика корабля и Сопротивление материалов" (СМКиСМ), возглавил кафедру д.т.н., профессор, ныне академик Академии Транспорта Вячеслав Михайлович Волков

В период с 1988 по 1997 г. сотрудники кафедры (Волков В.М., Миронов А.А., Ташлыков А.Б.) занимаются стохастическими задачами механики разрушения, надежностью, живучестью тонкостенных конструкций и прогнозированием остаточного ресурса и остаточной прочности металлоконструкции.

Доц. Тамаров В.А., инж. Захаров В.А., Рамс Н.Э., асп. Горохов С.А. организуют в рамках города в 1992 г. Нижегородский центр технической диагностики (НЦТД).

Кафедра имеет грант по Федеральной целевой программе "Интеграция" с 1.09.97 г.

ist 2В 1994 г. результаты научных исследований по механике разрушения и надежности СДПП нашли отражение в учебнике В.М.Волкова "Прочность корабля". В этом же году кафедра открыла специальность "Динамика и прочность машин" по направлению "Прикладная механика", основой которой являются техническая диагностика, надежность и прогнозирование ресурса машин и тонкостенных конструкций. Результаты исследований по проблемам надежности и статистической динамики конструкций нашли свое отражение в учебном пособии В.М. Волкова «Надежность машин и тонкостенных конструкций», изданном в 2011 году.

Лабораторная база кафедры связана с дисциплинами по теории колебаний, динамике машин, неразрушающим методам контроля, механике разрушения, прочности; компьютерному инжинирингу. В 1997 г. открываются филиалы кафедры в НИИ Механики при ННГУ им. Н.И.Ло6ачевского и в Нижегородском филиале ИМАШ РАН (в настоящее время Институт Проблем Машиностроения РАН).  В 2013 году на кафедре организуется базовая лаборатория Экспериментальной механики ИПМ РАН, оснащенная современными испытательными машинами с программным управлением от ЭВМ.

В 2008 году заведующим кафедрой становиться доц. А.А. Миронов, продолживший развитие научного направления прочности, надежности и ресурса тонкостенных конструкции.  

История секции «Аэрогидродинамика» связана с выделением из кафедры «Теория и строительная механика корабля» в 1975 году кафедры «Теория корабля и гидромеханика»

Первым заведующим кафедрой был Васильев Александр Вячеславович, доктор технических наук, профессор.

ist 3Он организовал и возглавил модернизацию учебных лабораторий «Опытовый бассейн», «Механика жидкости и газа». Возникли новые направления научной деятельности исследования гидродинамики объектов океанотехники. Установлены связи с проектными и эксплуатирующими организациями.

Проводились широкие теоретические и экспериментальные (натурные на Каспийском море, крупномасштабные модельные на Горьковском водохранилище, модельные в опытовом бассейне) испытания по определению мореходных качеств широкого спектра конструкций: самоподьемных и полупогружных буровых установок, плавучих кранов, буровых оснований.

Под его руководством было защищено 10 кандидатских диссертаций, а в последующем 3 его ученика защитили докторские диссертации. Написано большое число учебных и методических пособий.

С 1989 по 1994 годы кафедру возглавлял доцент, кандидат технических наук Ваганов Александр Борисович. В эти годы были заложены основы широкого применения в учебном процессе компьютерных средств и вычислительных методов. Были спроектированы и изготовлены новые лабораторные стенды по гидравлическим и пневматическим системам, спроектирована и изготовлена аэродинамическая труба. В ее состав  вошла кафедра «Гидродинамика», руководимая доктором технических наук, профессором Панченковым Анатолием Николаевичем.

В 1994 году заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор Попов Алексей Николаевич. Он продолжил курс на совершенствование учебного процесса. Аэродинамическая труба, стенды  гидропривода и пневмопривода введены в эксплуатацию и используются до настоящего времени. Под его руководством разработаны уникальные лабораторные работы по аэродинамике самолета. Расширилась тематика научных работ. Были развернуты исследования по амфибийным экранопланам с мягкими оболочками в качестве взлетно-посадочного устройства. Издавались под его руководством научные сборники статей сотрудников кафедры, учебно-методические издания и монография. В этот период на кафедре защищены 2 докторские диссертации.

ist 4С 2005 года кафедру возглавил доктор технических наук, профессор Грамузов Евгений Михайлович. Под его руководством осуществлено проектирование нового универсального гидравлического стенда, создание лаборатории вычислительной аэрогидромеханики, магистратуры. Расширился спектр научных разработок по созданию арктических средств добычи нефтегазовых ресурсов в Арктике. Защищены аспирантами и соискателями 2 кандидатские диссертации.

В 2013 году кафедра «Теория корабля и гидромеханика» вошла в состав кафедры «Аэро-гидродинамика, прочность машин и сопротивление материалов».